РAЗВИТИЕ ФOНЕМAТИЧЕСКOГO ВOСПРИЯТИЯ У СТAРШИХ ДOШКOЛЬНИКOВ С OБЩИМ НЕДOРAЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРOВНЯ. Aнуфриевa Aнгелинa Юрьевнa
Левданская Анастасия Витальевна
(Федерaльнoе гoсудaрственнoе бюджетнoе oбрaзoвaтельнoе учреждение высшегo oбрaзoвaния «Крaснoярский гoсудaрственный педaгoгический университет им. В.П. Aстaфьевa», г.Крaснoярск)
Aннoтaция. В данной статье освещаются аспекты диагностики и содержания коррекционной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи. Эти вопросы до сих пор остаются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Сложная структура речевого нарушения требует комплексного подхода к организации и проведению коррекционных мероприятий. Изучение общего недоразвития речи является объектом исследования медицинских, педагогических и лингвистических наук.
Ключевые слoвa: рaзвитие, вoсприятие, нaрушение, речь.
Фонематическое восприятие является важным компонентом развития речи у детей. Однако у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня наблюдаются особенности восприятия звуков речи. Данная статья посвящена изучению процесса развития фонематического восприятия у указанной группы детей и поиску методов и средств его коррекции.
Особенности фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня:
Дети с указанными нарушениями часто имеют трудности в различении отдельных звуков, что ведет к искажениям в их произношении слов. У них наблюдаются особенности восприятия и анализа фонем, что сказывается на формировании навыков буквенно-звукового анализа и синтеза, а также на развитии навыков чтения и письма.
Методы коррекции фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня:
1. Фонематический анализ и синтез звуков: Для развития способности детей различать и анализировать звуки речи можно использовать различные игры и упражнения. Например, задания на выбор слов с определенным звуком, упражнения на различение рифмующихся слов и т.д. Игровая форма помогает сделать процесс обучения интересным и эффективным.
2. Упражнения на различение звуков: Часто дети с общим недоразвитием речи III уровня имеют сложности в различении определенных звуков, например, "ш" и "щ". Работа над различением таких звуков может включать специальные упражнения, направленные на артикуляцию и слуховой анализ данных звуков.
3. Дифференциация похожих звуков: Детям полезно усвоить различия между похожими звуками, которые они часто путают. Например, "с" и "ц", "ф" и "в" и т.д. Для этого можно использовать игры с образцами звуков, упражнения на выявление и исправление ошибок в словах с данными звуками.
4. Коррекция произношения: Отдельный аспект коррекции фонематического восприятия связан с работой над произношением звуков. Поскольку характерность общего недоразвития речи заключается в нарушении артикуляционного аппарата, дети с данным нарушением имеют сложности в правильном произношении отдельных звуков. Использование специальных упражнений и игр, направленных на артикуляцию звуков, помогает корректировать их произношение.
Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня является важным этапом в процессе формирования их навыков речи. Особенности восприятия и произношения звуков могут быть корректированы с помощью различных методов и средств, включающих игровую и практическую деятельность. Работа с указанной группой детей требует индивидуального подхода и терпения со стороны педагога, однако результаты могут быть достигнуты при систематической и целенаправленной работе.
1. Определение Основных Понятий
1.1. Общее Недоразвитие Речи III Уровня
Общее недоразвитие речи III уровня характеризуется серьезными трудностями в выработке навыков произношения и артикуляции. Это состояние оказывает глубокое влияние на различные аспекты речевой деятельности, включая фонематическое восприятие.
1.2. Фонематическое Восприятие и Его Роль
Фонематическое восприятие является ключевым аспектом развития речевых навыков. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня проявляются особенности в формировании этого важного навыка.
2. Трудности в Различении Фонем
Дети с общим недоразвитием речи III уровня могут испытывать затруднения в различении мелких звуков, что существенно влияет на их способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи.
2.1. Влияние на Формирование Словарного Запаса
Недоразвитие фонематического восприятия оказывает воздействие на формирование словарного запаса, что в долгосрочной перспективе сказывается на коммуникативных навыках ребенка.
2.2. Подходы к Развитию Фонематического Восприятия
3. Индивидуализированный Подход
Необходимость в индивидуализированных методах обучения для учета специфики каждого ребенка с общим недоразвитием речи III уровня становится более явной.
3.1. Использование Технологий
Применение современных технологий для создания интерактивных образовательных программ, направленных на улучшение фонематического восприятия, выступает важным компонентом эффективного обучения.
3.2. Комплексный Подход и Перспективы Развития
Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня требует комплексного подхода. Индивидуализированные методы обучения, современные технологии и внимание к особенностям каждого ребенка играют ключевую роль в успешном преодолении трудностей и создании благоприятных условий для полноценного развития речевых навыков.
4. Влияние Родительской Поддержки
Родительская поддержка играет фундаментальную роль в развитии фонематического восприятия. Вовлеченность родителей в обучающий процесс способствует более эффективному преодолению трудностей и укреплению языковых навыков ребенка.
Заключение
Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня требуют повышенного внимания и комплексной поддержки для развития фонематического восприятия. Это позволит им успешно преодолеть трудности и интегрироваться в общество с уверенностью в своих языковых навыках.
Списoк литерaтуры:
1. Бaлaбaнoвa В.М., Лoпaтинa Л.В., Лaлaевa Р.И., Чистoвич И.A. и др. Диaгнoстикa нaрушений речи у детей и oргaнизaция лoгoпедическoй рaбoты в услoвиях дoшкoльнoгo oбрaзoвaтельнoгo учреждения. - С-Пб, Детствo-Пресс, 2016,
2. Мирoнoвa Н.М. Рaзвивaем фoнемaтическoе вoсприятие. Плaны-кoнспекты зaнятий с детьми стaршегo дoшкoльнoгo вoзрaстa с речевыми нaрушениями. - М.: Изд-вo «Гнoм и Д», 2017.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат