УДК
Плахтий Татьяна Владимировна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 72 г.Новосибирск
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
С каждым годом в общеобразовательные школы приходит все больше детей с отклонениями в здоровье от условной возрастной нормы. Это не только часто болеющие дети, но и дети с серьезными проблемами (задержка психического развития, эпилепсия, ДЦП, аутизм и пр.). Таким детям необходимы специализированная помощь, индивидуальные программы, особый режим. Помочь в этом призвано инклюзивное образование.
Ключевые слова: ОВЗ, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзия, инклюзивное образование.
Современные образовательные учреждения большинства государств призваны соответствовать индивидуальным образовательным потребностям ребенка, к которым можно отнести социальную успешность (возможность органичного вхождения личности в социальное окружение и участие в общественной жизни), личностную успешность (потребность в личностном становлении и развитии с учетом мотивов, интересов и способностей), профессиональную успешность (потребность в развитии у личности профессиональных и практических умений и навыков).
Однако существуют группы детей, чьи образовательные потребности ограничиваются ввиду состояния их здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети в возрасте до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничения в жизнедеятельности ввиду врожденных, наследственных, приобретенных заболеваний или как следствие полученных травм, подтвержденных в установленном порядке [5, с.231].
Согласно медицинско-педагогической классификации выделяют детей со следующими ограничениями по здоровью:
- дети с нарушениями зрения (слабовидящие и слепые);
- дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- дети с нарушениями речи;
- дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата;
- дети с задержкой психического развития (нарушения связаны со слабовыраженным органическим поражением центральной нервной системы);
- дети с нарушениями интеллектуального развития (нарушения связаны с органическим поражением головного мозга);
- дети с нарушениями эмоционально- волевой сферы (например, аутизм);
- дети с комплексным нарушением развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения [4, с.111].
Большинство таких детей имеют ограничения в жизнедеятельности, самообслуживании, передвижении, самоконтроле, общении и обучении. Как следствие возникает социальная дезадаптация, т.е. дети имеют барьеры для включения в адекватные возрасту образовательные и воспитательные процессы.
И здесь на помощь приходит инклюзивное образование. Инклюзия – это вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка на основе применения специальных образовательных программ, учитывающих индивидуальные возможности детей с ОВЗ; дети с ограниченными возможностями здоровья включены в среду обычных сверстников в образовательном учреждении; обучение ведется с применением адаптированных или индивидуальных образовательных программ с учетом особенностей детей с ОВЗ.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования- успешность социализации и развитие социальных практических навыков у детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут успешно освоить и реализовать навыки общения, нормы поведения, установки и ценности, характерные для общества здоровых людей.
Задача образовательных учреждений при инклюзивном подходе состоит не в адаптации детей с ОВЗ к существующим требованиям стандартной школы, а в разработке новых педагогических методов и приемов в работе с учащимися данной категории. Таким образом, применение инклюзии требует от образовательных учреждений предоставления дополнительных или особых материалов, услуг, программ, что несет затраты.
В связи с этим Е.В. Бирюкова указывает на то, что внедрение инклюзивного образования в практику общеобразовательных школ сталкивается с рядом проблем, к которым можно отнести следующие:
- отсутствие гибких образовательных стандартов;
- психологическая и методическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (в т.ч. отсутствие в штате школы дополнительных ставок медицинских и социальных работников: сурдопедагогов, логопедов, педагогов- психологов, тифлопедагогов);
- отсутствие у педагогического коллектива знаний основ коррекционной педагогики и специальной психологии;
- недостаточный уровень или отсутствие доступной среды;
- отсутствие возможности обеспечения специального питания для детей, нуждающихся в нем;
- нежелание здоровых детей (и их родителей) учиться в одном классе с детьми с ОВЗ [1, с.183].
И.В. Кругликова отмечает следующие риски инклюзивного образования:
- снижение качества образования для здоровых детей;
- потеря мотивации талантливых и одаренных детей;
- ухудшение условий труда педагогов;
- невозможность технического и материального оснащения образовательных учреждений [2, с.123].
Также автор указывает на так называемые «ресурсные» барьеры, к которым относит:
- недостаточность финансирования образовательных учреждений и как следствие – отсутствие или недостаток материально- технической базы, методического оснащений и оборудования, специальных помещений;
- недостаточность знаний, присутствие страхов, предубеждений, стереотипности мышления (данный барьер является следствием распространенных в обществе стереотипов в отношении людей с ОВЗ);
- низкая заработная плата [2, с.124].
Таким образом, внедрение и развитие инклюзивного обучения в практику общеобразовательных учебных заведений требует перестройки системы образования на всех уровнях.
Успешность инклюзивного образования должна определяться созданием условий для профилактики отрицательной динамики в развитии детей (детей в норме и детей с ОВЗ), для максимального проявления и развития способностей, умений и навыков детей с ОВЗ, для чего необходимо повышение комфортности среды для каждого учащегося и комплексное сопровождение особых детей в образовательной среде.
Список литературы
1. Бирюкова Е. В., Бирюкова К. О., Ежова И. С., Карпачева Г. В. Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения детей с ОВЗ и инвалидностью // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. Материалы ХI Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры психологии РГУ имени С. А. Есенина. отв. ред. Л. А. Байкова. - 2019. - С. 180-183.
2. Кругликова И. В. Актуальные проблемы обучения детей с ОВЗ и детей с интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе // В сборнике: Интеграционные процессы в системе дошкольного и начального образования: проблемы воспитания и обучения. Всероссийская научно-практическая конференция: сборник материалов. Под общей редакцией Т.Г. Луковенко. - Хабаровск, 2022. - С. 121-124.
3. Котова Н. И. Актуальные проблемы обучения детей с ОВЗ и инвалидностью // В сборнике: Новой школе - здоровые дети. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: С.В. Корнев, отв. за вып. Н.М. Кувшинова. - Воронеж, 2022. - С. 143-146.
4. Максимова Е. Ю. Проблемы организации обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): психолого- педагогический аспект // Балтийский гуманитарный журнал.- 2019. - Т. 8. -№ 4 (29). - С. 111-114.
5. Сивцева К. Н. К вопросу о проблеме обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении // Научный электронный журнал Меридиан. - 2018. - № 4 (15). - С. 231-233.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат