Д.А. Цесар
Аспирант кафедры таможенного дела
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
DIGITALISATION OF EDUCATION AND THE TEACHING OF VOCATIONAL MODULES
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные тенденции цифровизации образования и преподавания профессиональных модулей. Представлен анализ современных трендов развития образовательной системы, включая онлайн-обучение, внедрение цифровых технологий и трансформацию профессионального образования. Особое внимание уделяется перспективам развития образовательных технологий и их влиянию на качество подготовки специалистов.
Ключевые слова: цифровизация образования, профессиональные модули, онлайн-обучение, образовательные технологии, цифровые компетенции.
Annotation. The article examines current trends in digitalization of education and teaching professional modules. An analysis of modern trends in the development of the educational system is presented, including online learning, implementation of digital technologies and transformation of professional education. Special attention is paid to the prospects for the development of educational technologies and their impact on the quality of specialist training.
Keywords: digitalization of education, professional modules, online learning, educational technologies, digital competencies.
Введение
Страны, активно инвестирующие в цифровизацию образования и развитие профессиональных компетенций, такие как Израиль, Швеция, Финляндия, Япония, США — мировые технологические лидеры с высоким уровнем экономического развития [1, с. 13]. Современная система образования претерпевает значительные изменения под влиянием цифровой трансформации общества [2, с. 81]. Технологический прогресс, глобализация и изменение потребностей рынка труда формируют новые требования к образовательному процессу и компетенциям выпускников.
Интенсивное развитие информационных технологий существенно меняет характер образовательного процесса [3, с. 90]. Цифровизация затрагивает все аспекты обучения — от методики преподавания до организации образовательного пространства. Особую значимость приобретают вопросы эффективного внедрения цифровых инструментов в преподавание профессиональных модулей [4, с. 98].
Трансформация образовательной системы происходит на фоне глобальных изменений в экономике и обществе. Цифровые технологии становятся неотъемлемой частью профессиональной деятельности в большинстве отраслей, что требует соответствующей адаптации образовательных программ [5, с. 59]. Современные выпускники должны обладать не только профессиональными знаниями, но и уверенно ориентироваться в цифровом пространстве.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью систематизации накопленного опыта цифровизации образования и выявления наиболее эффективных подходов к преподаванию профессиональных модулей в новых условиях [6, с. 209]. Исследование направлено на анализ современных тенденций развития образовательных технологий и их влияния на качество подготовки специалистов.
Методология исследования
Методологическую основу исследования составили системный подход к анализу образовательных процессов, методы статистического анализа данных, а также сравнительный анализ современных образовательных практик. В качестве информационной базы использованы актуальные научные публикации, статистические данные и аналитические материалы в сфере образования [3, с. 89].
Результаты и обсуждение
Цифровая трансформация образования становится ключевым фактором развития современной образовательной системы [4, с. 98]. Анализ текущих тенденций позволяет выявить основные направления изменений и их влияние на качество образовательного процесса.
Таблица 1 – Популярность основных трендов онлайн-образования в 2024 году [8]
Тренд
Показатель популярности (%)
Персонализированное обучение
85
Микрообучение
78
Искусственный интеллект
72
Виртуальная и дополненная реальность
65
Социальное обучение
60
Динамика популярности основных трендов онлайн-образования так же отражена на рисунке 1.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1 – Популярность основных трендов онлайн-образования в 2024 году [8]
Анализ данных таблицы 1 показывает, что персонализированное обучение занимает лидирующую позицию среди трендов онлайн-образования. Это свидетельствует о растущем спросе на индивидуальный подход в образовательном процессе. Далее рассмотрим ключевые направления цифровизации профессионального образования [8].
Таблица 2 – Приоритетные направления цифровизации профессионального образования [8]
Направление
Степень важности (баллы из 10)
Развитие цифровых компетенций
9.5
Внедрение симуляторов и тренажеров
8.8
Создание цифровых учебных материалов
8.6
Автоматизация оценки результатов
8.2
Интеграция с профессиональными базами данных
7.9
Динамика приоритетных направлений цифровизации профессионального образования так же представлена на рисунке 2.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2 – Приоритетные направления цифровизации профессионального образования [8]
Представленные в таблице 2 данные демонстрируют приоритетность развития цифровых компетенций в профессиональном образовании. Образовательные учреждения активно внедряют современные технологии в учебный процесс, что способствует повышению качества подготовки специалистов [8].
Особое внимание следует уделить тенденциям развития методики преподавания профессиональных модулей.
Таблица 3 – Эффективность различных форм цифрового обучения [8]
Форма обучения
Показатель эффективности (%)
Смешанное обучение
92
Интерактивные симуляции
87
Проектное обучение
85
Перевернутый класс
79
Геймификация
76
Данные таблицы 3 подтверждают высокую эффективность смешанного обучения в преподавании профессиональных модулей. Интеграция цифровых технологий с традиционными методами обучения создает оптимальные условия для формирования профессиональных компетенций [8].
Заключение
Цифровизация образования и преподавание профессиональных модулей претерпевают существенные изменения под влиянием технологического прогресса и новых требований рынка труда. Анализ современных тенденций показывает, что внедрение цифровых технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Персонализированное обучение, использование искусственного интеллекта и виртуальной реальности формируют новую образовательную парадигму.
Исследование выявило высокую эффективность смешанного формата обучения, сочетающего традиционные методы с цифровыми инструментами. Такой подход позволяет максимально использовать преимущества современных технологий, сохраняя при этом важные аспекты непосредственного взаимодействия между преподавателем и обучающимися.
Особое значение приобретает развитие цифровых компетенций как у студентов, так и у преподавателей. Успешная интеграция цифровых технологий в образовательный процесс требует систематического повышения квалификации педагогических кадров и модернизации материально-технической базы образовательных учреждений.
Результаты исследования показывают, что цифровизация способствует повышению доступности и качества образования. Использование современных образовательных платформ, интерактивных симуляторов и систем автоматизированной оценки знаний позволяет создать более эффективную и гибкую систему подготовки специалистов.
Перспективы дальнейшего развития образовательных технологий связаны с углублением процессов цифровизации и расширением спектра применяемых инструментов. Важным направлением становится создание интегрированных образовательных экосистем, объединяющих различные форматы обучения и обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие.
Таким образом, цифровизация образования и модернизация преподавания профессиональных модулей являются ключевыми факторами развития современной образовательной системы. Успешная реализация этих процессов требует комплексного подхода, учитывающего как технологические возможности, так и педагогические аспекты образовательного процесса.
Список использованной литературы
Антоновский, А. В. О преподавании психологических дисциплин в высшей школе в условиях цифровизации образования / А. В. Антоновский // Профессиональное юридическое образование и наука.
—
2022.
—
№ 4(8).
—
С. 12-16.
—
EDN ZBLQZG.
Балабан, А. И. Методические аспекты преподавания общественных дисциплин в эпоху цифровизации образования / А. И. Балабан // Управление
образованием: теория и практика.
—
2024.
—
№ 2-2.
—
С. 80-86.
—
DOI 10.25726/h9509-9904-3961-y.
—
EDN CZRSLS.
Баранова, Е. М. Методическая подготовка педагогов профессионального обучения аграрного профиля: перспективы развития в условиях цифровизации профессионального образования / Е. М. Баранова // Материалы Международной научной конференции молодых учёных и специалистов, посвящённой 135-летию со дня рождения А.Н. Костякова : сборник статей, Москва, 06
—
08 июня 2022 года. Том 2.
—
Москва: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2022.
—
С. 88-93.
—
EDN DNASKL.
Иванова, Л. Ф. Цифровизация иноязычного образования: опыт системы дополнительного профессионального образования Республики Татарстан / Л. Ф. Иванова, Р. М. Логинова // Современное педагогическое образование.
—
2022.
—
№ 2.
—
С. 97-100.
—
EDN AAOJRY.
Кузин, П. Е. Цифровизация образования: новые вызовы для учреждений среднего профессионального образования / П. Е. Кузин // Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития : материалы VI Национальной научно-практической конференции, посвященной юбилейным датам исторического факультета, Красноярск, 05 мая 2021 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.
—
Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2021.
—
С. 58-59.
—
EDN YKUKVX.
Ли
Яцзюань
. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования / Ли
Яцзюань
// Профессиональное образование и общество.
—
2021.
—
№ 3(39).
—
С. 208-212.
—
EDN ITPCRR.
Лопарев, А. С. Дополнительное профессиональное образование в условиях цифровизации образования / А. С. Лопарев, Н. Н. Никулина // Горинские чтения. Инновационные решения для АПК : Материалы VI Международной студенческой научной конференции, Белгород, 13—15 марта
2024 года. — Майский: ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, 2024. — С. 219-220. — EDN OMKLOQ.
Новые тенденции в системе образования в 2024 году
.
[Электронный ресурс].
—
Режим доступа.
—
URL:
https://kedu.ru/press-center/articles/info-novye-tendentsii-v-sisteme-obrazovaniya-v-currentyear-godu/
Резниченко, А. В. Цифровизация общества и системы образования: особенности методики преподавания высшей математики в вузе / А. В. Резниченко, И. А. Жук // Новые технологии. Наука, техника, педагогика = New Technologies. Science, Engineering, Pedagogics : Материалы Всероссийской научно-практической конференции = Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference, Москва, 19
—
26 февраля 2024 года.
—
Москва: Московский Политех, 2024.
—
С. 338-344.
—
EDN ZTVDED.
Слабкий
, Е. С. Цифровизация образования в рамках преподавания литературы в школе / Е. С.
Слабкий
// Наука и инновации - современные концепции : Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, Москва, 06 июня 2024 года.
—
Москва: Инфинити, 2024.
—
С. 53-60.
—
DOI 10.34660/INF.2024.98.26.084.
—
EDN JGSNGE.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат