ПРЕДМЕТНАЯ И ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
Султанова Эльвира Гаджимислимовна, воспитатель
АООН Технолицей имени В.И.Долгих
Аннотация. В статье рассматриваются особенности предметной и игровой деятельности детей раннего возраста. Обсуждается значение этих видов деятельности для развития познавательных, коммуникативных и эмоциональных навыков. Представлены примеры успешного использования предметных и игровых ситуаций в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется роли воспитателя в создании условий для активного познания и самовыражения ребенка в раннем детстве.
Ключевые слова: раннее детство, предметная деятельность, игровая деятельность, развитие ребенка, воспитание, обучение, детский сад.
Раннее детство — это период активного познания окружающего мира, когда ребенок начинает осваивать новые навыки и познавательные процессы через предметную и игровую деятельность. Эти виды активности являются основополагающими для развития детей и выступают важными инструментами в руках воспитателя. Важно понимать, что предметная и игровая деятельность в раннем возрасте неразрывно связаны и дополняют друг друга, обеспечивая гармоничное развитие ребенка.
В раннем детстве ребенок активно исследует предметы, которые его окружают. Сначала это простое манипулирование, которое позже переходит в более осмысленное использование предметов. Например, младенец может изучать кубики, перебирая их в руках, ощупывая, бросая и перекладывая. Постепенно такие действия становятся более целенаправленными, ребенок учится складывать кубики, строить из них башни, а затем и осознает, что одни предметы можно использовать для создания других.
Такое исследование предметов способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Например, манипулируя мелкими игрушками, ребенок учится точно захватывать их пальцами, что в дальнейшем облегчит процесс письма и другие виды учебной деятельности. Кроме того, взаимодействие с предметами помогает ребенку понимать простейшие причинно-следственные связи — если бросить мяч, он покатится, если ударить по кубику, он упадет. Эти знания формируют базу для последующего освоения более сложных понятий и навыков.
Игровая деятельность в раннем детстве является основным способом познания мира. Через игру ребенок учится взаимодействовать с окружающими, развивает воображение, творческие способности, учится решать проблемы и принимать решения. Например, ребенок, играя в "магазин", учится обыгрывать различные ситуации, взаимодействовать с другими детьми, разыгрывать роли. В процессе игры ребенок сталкивается с выбором, должен обдумывать свои действия, что стимулирует развитие логического и критического мышления.
Игра помогает детям осваивать социальные нормы и правила. Например, в сюжетно-ролевых играх, когда дети разыгрывают различные ситуации, они учатся договариваться, делиться игрушками, выполнять определенные роли и придерживаться установленных правил. Эти навыки способствуют формированию умения работать в команде, что важно для последующего успешного взаимодействия в коллективе.
Для того чтобы предметная и игровая деятельность в раннем детстве была максимально эффективной, важна роль воспитателя. Воспитатель должен создавать условия, при которых ребенок будет активно познавать окружающий мир и учиться взаимодействовать с ним. Важно предоставить детям разнообразие предметов для исследования и игр, включая не только готовые игрушки, но и материалы, которые можно использовать творчески — например, природные материалы, строительные блоки, разноцветные ленты, пуговицы и многое другое.
Особое значение имеет организация игровых зон в детском саду. Важно, чтобы они были разнообразными и безопасными, а также стимулировали детей к исследованию и экспериментированию. Например, в одной части группы можно устроить "уголок исследователя", где будут представлены различные предметы для изучения — лупы, зеркала, магниты, песок, вода и т.д. В другом углу можно организовать игровую зону с куклами, игрушечной кухней и мебелью, где дети смогут разыгрывать бытовые ситуации. Такое разделение пространства позволяет детям выбирать занятия по интересам и погружаться в игру с максимальной вовлеченностью.
Примеры использования предметной и игровой деятельности в раннем детстве разнообразны. Например, одна из воспитателей организовала проект "Путешествие по лесу", где дети изучали разные природные материалы — шишки, листья, палочки, песок. Дети самостоятельно собирали материалы во время прогулок, а затем использовали их для создания различных поделок и игр. В процессе они узнали много нового о природе, а также развили творческое мышление и мелкую моторику.
Другим успешным примером является использование настольных игр для развития логического мышления. Например, простые игры на сортировку предметов по цветам, формам или размерам позволяют детям научиться классифицировать и систематизировать информацию. Важным является и создание условий для самостоятельного выбора игр и занятий, что способствует развитию у детей самостоятельности и ответственности.
Также интересным примером служит проект "Наш маленький город", в котором дети совместно с воспитателем создавали макет города из коробок, игрушек и подручных материалов. Каждый ребенок получил возможность "построить" дом, магазин или парк и разместить его на макете. Дети вместе решали, где и что будет находиться, разыгрывали различные сценки из жизни города, учились договариваться и принимать коллективные решения. Этот проект позволил не только развить творческие и коммуникативные навыки, но и научил детей работать в группе.
Важной задачей воспитателя является создание ситуации успеха для каждого ребенка. Важно не только предоставлять детям возможность играть и исследовать, но и поддерживать их в процессе, подбадривать, помогать справляться с трудностями. Например, если ребенок строит башню из кубиков, и она падает, воспитатель может предложить попробовать другой способ или вместе обсудить, почему башня не устояла. Такой подход помогает детям чувствовать себя уверенными, учит их не бояться ошибок и пробовать снова.
Таким образом, предметная и игровая деятельность в раннем детстве — это не просто способ занять детей, а важный инструмент их развития. Через предметные манипуляции и игру дети учатся понимать окружающий мир, выражать свои эмоции, взаимодействовать с другими и достигать успехов. Задача воспитателя — создать для этого максимально благоприятные условия, поддерживать детскую инициативу и интерес к исследованию, помогая каждому ребенку раскрыть свой потенциал.
Список литературы
Белова Е
.
С
.
Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста // СДО. 2015. №6 (58).
Герман И. Б., Рязанцева Т. А.
О
собености
игровой деятельности детей раннего возраста
// Мировая наука. 2021. №7 (52).
Чижова Е
.
В
.
З
начение игры в раннем детстве
// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2017. №6.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат