МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Будник Татьяна Павловна, учитель русского языка и литературы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя школа № 1»
Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методы и приемы работы с текстами на уроках русского языка и литературы. Особое внимание уделено техникам анализа и интерпретации различных видов текстов, а также способам развития навыков письменной и устной речи у школьников. Приводятся примеры конкретных упражнений, которые способствуют развитию критического мышления, понимания художественных и деловых текстов. Автор подчеркивает важность применения разнообразных подходов для поддержания интереса учеников и эффективного усвоения материала.
Ключевые слова: работа с текстами, методы и приемы, уроки русского языка, уроки литературы, развитие критического мышления, анализ текстов, развитие речи.
Методы и приемы работы с текстами на уроках русского языка и литературы занимают важное место в педагогической практике, поскольку позволяют не только развивать языковые навыки, но и формировать у школьников умение понимать и анализировать произведения различных жанров. Работа с текстами способствует не только углублению знаний по предмету, но и развитию критического мышления, логики, способности к самовыражению. Важным аспектом является использование разнообразных методов и приемов, которые помогают учащимся глубже понять прочитанное, лучше ориентироваться в литературных произведениях и применять полученные знания на практике. В этой статье рассматриваются наиболее эффективные методы и приемы, которые могут быть использованы на уроках русского языка и литературы.
Одним из ключевых методов работы с текстом является метод аналитического чтения. Этот подход заключается в детальном и последовательном разборе текста с выделением основных идей, мотивов, символов, а также в выявлении связи между различными частями произведения. При этом особое внимание уделяется смысловым элементам текста, его композиции и художественным средствам. Например, при изучении стихотворения ученики могут выделить основные темы, обратиться к использованию метафор и других литературных приемов, чтобы понять, как автор передает свои мысли и чувства. Это позволяет ученикам не только глубже понять произведение, но и научиться различать особенности различных литературных жанров.
Еще одним важным методом является метод проблемного чтения, который предполагает, что учащиеся не просто воспринимают текст, но и размышляют над ним, ставя перед собой вопросы, связанные с содержанием произведения. Учитель создает проблемную ситуацию, которая заставляет школьников искать ответы на вопросы, анализировать текст с разных точек зрения и делать выводы. Например, при изучении произведения, затрагивающего моральные дилеммы, учитель может предложить ученикам подумать над тем, какие моральные выборы приходится делать героям, как они соотносятся с реальной жизнью, и что бы они сделали на месте персонажей. Этот метод развивает у школьников аналитическое мышление и умение аргументированно высказывать свою точку зрения.
Практически на каждом уроке литературы важно использовать метод интерпретации текста. Он позволяет ученикам понять глубину произведения, интерпретируя его в контексте исторических событий, культурных традиций, а также через призму личных ощущений. Например, при анализе произведений русских классиков, таких как Пушкин или Толстой, можно задать ученикам вопросы, касающиеся авторских намерений, исторического контекста и социальной проблематики, отраженной в произведении. Это позволяет ученикам увидеть текст не только как объект эстетического восприятия, но и как результат определенного исторического и культурного процесса.
Метод сравнения текстов также является одним из эффективных приемов работы на уроках русского языка и литературы. Он позволяет учащимся глубже понять особенности стилей и жанров, а также выявить сходства и различия между произведениями разных авторов. Сравнительный анализ может быть проведен не только между произведениями одного автора, но и между произведениями разных эпох или литературных направлений. Например, можно провести сравнение между поэтическими произведениями Пушкина и Лермонтова, выявляя сходства в теме одиночества, но в то же время обращая внимание на различные подходы к изображению этого чувства. Это развивает у школьников способность к анализу, помогает им делать выводы о культурных и исторических особенностях различных литературных течений.
Для более глубокого понимания текста полезно применять метод контекстуального анализа, который включает в себя рассмотрение произведения в контексте его времени, авторской биографии, а также в связи с историческими событиями, политическими и социальными проблемами. Примером может быть анализ стихотворений Некрасова, в которых выражена критика социальной несправедливости. Учащиеся, рассмотрев исторический контекст, смогут лучше понять причины, побудившие автора к созданию таких произведений, и оценить их актуальность в современном обществе.
Одним из эффективных приемов является использование работы с ключевыми словами и фразами. Это помогает ученикам сосредоточиться на самых важных частях текста и лучше понять его смысл. Такой подход может быть особенно полезен при изучении сложных и многослойных произведений, где важные идеи могут быть скрыты за метафорами или аллегориями. Например, при изучении произведений Достоевского можно выделить ключевые фразы, такие как «боль», «грех», «покаяние», и обсудить их значение в контексте сюжета и внутреннего мира персонажей.
Не менее важным является использование творческих заданий. Это может быть написание эссе, составление синквейна, создание творческих работ, иллюстрирующих прочитанное. Эти задания развивают у учеников творческое мышление и помогают им глубже осмыслить прочитанное, выразить свои мысли в письменной форме. Например, после изучения произведения можно предложить учащимся создать визуальную презентацию на основе тем, затронутых в произведении, или написать письмо от имени одного из персонажей.
Работа с текстами на уроках русского языка и литературы — это не только анализ содержания и формы произведений, но и развитие личностных качеств учеников, таких как критическое мышление, умение работать с информацией, а также способность к самовыражению. Использование различных методов и приемов помогает ученикам не только понять литературные произведения, но и научиться применять полученные знания в реальной жизни.
Список литературы
Давоян
О. Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся / О. Н.
Давоян
. —
Текст :
непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III
Междунар
. науч.
конф
. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. —
Челябинск:
Два комсомольца, 2013. — С. 83-85.
Старченко, Г. Н. Работа с художественным текстом на уроках русского языка / Г. Н. Старченко. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 225-227.
Умуркулова
С. А. Т
екст как основное средство обучения на уроках русского языка
// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. №11-2.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат