Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Работа с родителями: как привлечь их к процессу коррекции ОНР у детей. Работа №75708

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Работа с родителями: как привлечь их к процессу коррекции ОНР у детей
Работа:

Работа с родителями: как привлечь их к процессу коррекции ОНР у детей

 

Галушко Светлана Михайловна, старший воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар "Детский сад №75"

 

Аннотация. Статья посвящена важности взаимодействия с родителями при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии речи (ОНР). Особое внимание уделено методам привлечения родителей к процессу коррекции, обсуждаются формы сотрудничества, а также важность создания единого воспитательного пространства для развития ребенка. Автор приводит примеры из практики, разрабатывает стратегии, позволяющие эффективно включить родителей в процесс, что помогает не только в решении речевых проблем, но и способствует гармоничному развитию личности ребенка.  

Ключевые слова: работа с родителями, коррекция ОНР, логопедическая работа, речевые нарушения, дети с ОНР, взаимодействие с семьей, педагогическое сотрудничество, психологическое сопровождение.

 

Одной из важнейших задач старшего воспитателя в дошкольном образовательном учреждении является не только создание комфортных условий для полноценного развития детей, но и активное взаимодействие с родителями, особенно в контексте коррекции отклонений в развитии, таких как нарушения общеразвивающей речи (ОНР). Эти расстройства требуют не только профессиональной помощи специалистов, но и комплексного подхода, включающего в себя помощь родителей. Поэтому задача воспитателя и логопеда — привлечение родителей к процессу коррекции и развитие взаимосотрудничества.

Для того чтобы эффективно решать проблемы детей с ОНР, необходимо учитывать не только особенности самого ребенка, но и влияние его семейной среды. Участие родителей в коррекционном процессе имеет огромное значение, поскольку они могут как способствовать, так и тормозить процесс развития речи у ребенка. Разработка четких стратегий взаимодействия и привлечение родителей в этот процесс способствует более быстрой и успешной коррекции.

Первым шагом в работе с родителями является информирование их о характере речевых нарушений у их детей. Очень важно, чтобы родитель осознавал не только важность, но и специфику проблем ребенка. Многие родители, несмотря на видимые проблемы в речи их детей, не всегда понимают, что это не просто "особенности" развития, а нарушения, которые требуют системной работы. Поэтому объяснение природы ОНР и путей его коррекции — это важнейшая часть работы.

Например, если речь идет о позднем начале речи или недоразвитии фонематического слуха, родители должны понимать, что это не просто "молчун", а конкретная проблема, требующая внимания и усилий. Родителям можно предложить пройти консультацию с логопедом, который объяснит, какие конкретные упражнения или занятия могут помочь развить речь, как в домашних условиях создавать условия для этого.

Важным моментом в этом контексте является создание доверительных отношений между воспитателем, логопедом и родителями. Родители должны чувствовать, что их мнение и их усилия не только учитываются, но и активно приветствуются. Взаимодействие на уровне партнерства дает позитивные результаты, так как родители становятся более мотивированными к активному участию в коррекционном процессе.

Взаимодействие с родителями в процессе коррекции ОНР можно выстраивать через различные формы работы. Каждая из них имеет свою специфику и требует особого подхода, но все они направлены на развитие единого подхода к воспитанию и обучению ребенка.

Одной из таких форм является проведение индивидуальных консультаций. На этих встречах логопед или воспитатель рассказывают родителям о характере речевых нарушений их ребенка, предлагают рекомендации по организации домашней работы, объясняют важность регулярных занятий. Важно, чтобы родитель не воспринимал эти занятия как дополнительную нагрузку, а понимал их необходимость для развития ребенка. Приведем пример: родитель может быть научен простым методам стимулирования речи дома, таким как регулярные чтения книг, диалоги с ребенком, использование специальных развивающих игр.

Ещё одной эффективной формой взаимодействия являются родительские собрания, на которых можно обсудить результаты коррекционной работы, поделиться успехами и проблемами, а также выработать совместные рекомендации. Такие собрания могут проводиться не только в форме лекций, но и в формате мастер-классов, на которых логопед показывает родителям, как именно нужно работать с ребенком, какие упражнения могут быть полезны. Например, родители могут поучаствовать в игре "Мишка на пригорке", развивая фонематическое восприятие или улучшая произношение звуков.

Кроме того, полезным инструментом являются тематические буклеты или информационные листы, которые педагог или логопед может раздавать родителям. Эти материалы могут содержать упражнения для детей с ОНР, советы по организации домашнего обучения и другие полезные рекомендации. Родителям важно не только понимать, что нужно делать, но и как, чтобы занятия с ребенком были не только полезными, но и интересными.

Психолог также играет ключевую роль в привлечении родителей к коррекционному процессу. Его задача — помочь родителям осознать не только поведенческие, но и эмоциональные аспекты взаимодействия с ребенком. Психолог может провести беседу с родителями о том, как важно проявлять терпение и внимание, не выражать недовольства по поводу задержки речевого развития, ведь такие переживания могут отразиться на самооценке ребенка.

Часто родители, не осознавая причин трудностей ребенка, могут критиковать его за неуспеваемость, недостаточное внимание или трудности в общении с окружающими. Психолог помогает избежать таких ситуаций, обучая родителей правильному подходу. Одним из возможных решений может стать групповая терапия для родителей, где они могут поделиться своими переживаниями и получить поддержку других участников.

В дошкольном учреждении мы организовали программу "Речевое воспитание — наша общая задача", в рамках которой проводятся регулярные консультации для родителей. На этих встречах логопед знакомит родителей с методами работы с детьми, а также проводит занятия, на которых родители могут увидеть, как правильно организовать развивающие игры. Например, в группе детей с нарушениями произношения часто используется игра с карточками, на которых изображены животные. Родители учат детей правильно произносить звуки, называя животных и их звуки.

Еще один пример из практики: родители одной из девочек с ОНР, после консультации с логопедом, начали активно применять методику "Чтение с проговариванием". Родители читали с дочкой книги, проговаривая каждое слово, помогая ей воспринимать речь не только слухом, но и зрительно. Это упражнение дало отличные результаты — девочка начала более уверенно произносить слова, улучшилась ее фонематическая осведомленность.

Коррекция отклонений в речевом развитии у детей — это длительный и трудоемкий процесс, в котором важнейшую роль играет сотрудничество с родителями. Активное участие родителей в этом процессе позволяет не только повысить эффективность коррекционных мероприятий, но и способствует созданию благоприятной атмосферы для развития ребенка в целом. Взаимопонимание, доверие и желание работать сообща — залог успеха в коррекции ОНР. Старший воспитатель, логопед и психолог должны действовать как команда, создавая для ребенка все необходимые условия для развития речи и психоэмоциональной сферы.

 

Список литературы

 

1. Артемова С.А., Алексеева М.А. Дистанционные формы организации взаимодействия логопеда и воспитателя с родителями в процессе коррекции общего недоразвития речи // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2021. № 1 (87). С. 85-91.

2. Городилова С. А., Шешукова Н. Н., Богинская Ю. В., Гутерман Л. А., Карантыш Г. В. Включение родителей в логопедическую работу по коррекции нарушений речи у детей // Перспективы науки и образования. 2022. - № 4 (58). - С. 385-403.

3. Егорова О.А. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи // В сборнике: Народное образование. Педагогика // сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. – С. 45-51.

4. Королева О. Л., Мазеина О. В. Включение семьи в процесс коррекции нарушений речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016.

5. Мазурова Н.В., Подольская Т.А. Психолого-педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья: основные направления и возможности // Национальный психологический журнал, 2016. - №1 (21). – С. 70-77.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X