Использование подвижных игр для развития физических навыков у детей с ОВЗ
Духовникова Валентина Васильевна, воспитатель
МБДОУ № 135 "РЕЧЕЦВЕТИК"
Аннотация. Статья рассматривает использование подвижных игр как эффективного средства для развития физических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных учреждениях. Подвижные игры занимают важное место в физическом воспитании дошкольников, особенно детей с ОВЗ, так как они способствуют не только физическому развитию, но и развитию социальных и эмоциональных навыков. В статье анализируются принципы организации подвижных игр, их особенности в контексте работы с детьми с ОВЗ, а также приводятся примеры конкретных игр, способствующих улучшению двигательных навыков, координации, гибкости и силы.
Ключевые слова: подвижные игры, физическое развитие, дети с ОВЗ, дошкольное образование, развитие навыков, ограниченные возможности здоровья, координация, моторика.
Подвижные игры — это основа физического воспитания детей, которая помогает не только развить их физические навыки, но и обучить взаимодействию в коллективе, улучшить эмоциональное состояние, а также развить творческие способности. Важно отметить, что подвижные игры имеют особое значение для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как с их помощью можно развивать не только двигательные способности, но и психологическую адаптацию. Подвижные игры для таких детей должны быть грамотно адаптированы, чтобы учитывать их особенности и потребности в развитии.
Для детей с ОВЗ физические упражнения и игры имеют огромное значение. Они способствуют развитию мышечной силы, выносливости, гибкости, координации движений и общему укреплению здоровья. В то же время, благодаря игровому процессу, дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность развивать уверенность в себе, улучшать эмоциональное состояние и расширять коммуникативные навыки. Подвижные игры способствуют социализации, помогают детям научиться взаимодействовать друг с другом, устанавливать контакт и работать в команде. Это особенно важно для детей с различными видами нарушений, таких как задержка психического развития, слуховые и зрительные нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата.
При организации подвижных игр для детей с ОВЗ важно учитывать их физическое состояние, особенности двигательной активности и индивидуальные потребности. Важно не только обеспечить безопасность игры, но и создать такие условия, которые позволят каждому ребенку чувствовать себя уверенно и комфортно. В связи с этим игры должны быть адаптированы, они могут быть проще по структуре, использовать различные виды поддержки, как например, специальные приспособления или помощь воспитателя.
Примером подвижной игры, которую можно использовать для детей с ОВЗ, является игра «Мост». Для игры нужно разделить детей на две группы. Одна группа детей представляет собой «мост», а другая должна пройти под этим мостом, не касаясь его. Задача детей, составляющих мост, — скоординировать свои движения и правильно поднимать руки, чтобы другие дети могли пройти под ними. В этой игре дети развивают координацию движений, внимание и работу в команде, а также учат чувствовать дистанцию и правильное время для выполнения действий. Для детей с двигательными нарушениями можно предложить дополнительные варианты игры, например, использовать мягкие маты или другие предметы для упрощения прохождения под мостом, или же предлагать детям, которые не могут активно участвовать в игре, роль помощников, поддерживающих своих друзей.
Еще одной эффективной игрой для детей с ОВЗ является «Цветные мишки». Для этой игры нужно использовать несколько мягких предметов разного цвета (например, мягкие игрушки или мячики). Ведущий называет цвет, а дети должны быстро найти этот предмет и принести его. В этой игре развиваются не только физические навыки, такие как бег, ловкость и координация, но и внимание, реакция и способность ориентироваться в пространстве. Для детей с ослабленным двигателем аппаратом или нарушениями зрения можно использовать более крупные и яркие предметы, а также помочь детям, если они нуждаются в поддержке, чтобы избежать травм или перегрузки.
Для детей с нарушениями слуха можно использовать подвижные игры с яркими визуальными сигналами, такими как цветные карточки или специальные световые индикаторы. В таких играх важна работа на реакцию, внимание и скорость. Примером такой игры может быть «Гонка за цветом». Для игры дети должны следить за карточками, которые воспитатель поднимает в руках, и по сигналу стараться как можно быстрее дотронуться до карточки соответствующего цвета. Данная игра помогает развить внимание, координацию, а также укрепить уверенность в своих силах, так как она ориентирована на достижение простых целей.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата полезными будут игры, в которых задействованы минимальные движения, но они развивают силу и координацию. Например, можно использовать игру «Кто быстрее». Дети должны быстро перемещать мягкие игрушки с одного конца площадки на другой, используя для этого только одну руку или одну ногу. Это упражнение развивает мелкую моторику, помогает укрепить мышцы и повышает выносливость. Важно, чтобы такие игры проводились с вниманием к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Использование специальных игровых материалов, таких как мягкие маты или подушки, позволяет обеспечить безопасность и предотвратить травмы.
Важным аспектом подвижных игр для детей с ОВЗ является их адаптация в зависимости от вида нарушения. Например, дети с нарушениями зрения могут выполнять задания с использованием тактильных материалов или с помощью звуковых сигналов, а дети с аутизмом или расстройствами поведения могут получать помощь в виде предсказуемости игры, четких инструкций и поддерживающей роли воспитателя. Игры должны быть направлены не только на физическое развитие, но и на социальную адаптацию и развитие навыков общения.
Еще одной важной особенностью является вовлечение детей с ОВЗ в коллективные игры. Это помогает развивать коммуникабельность, учит взаимодействовать с окружающими, делиться победами и неудачами, а также дает возможность почувствовать себя частью коллектива. Примером коллективной игры является игра «Переправа». Дети делятся на две команды и должны пройти через «мост», преодолевая различные препятствия. Для детей с ОВЗ можно уменьшить расстояние, заменить физические препятствия на более простые, например, использовать мягкие полоски для шагов или создавать безопасные зоны для отдыха.
Таким образом, подвижные игры играют важную роль в развитии физических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Они не только способствуют укреплению мышц, развитию координации и улучшению здоровья, но и помогают детям адаптироваться в социуме, учат работать в команде и развивают коммуникативные навыки. Подвижные игры позволяют детям с ОВЗ чувствовать себя полноценными участниками образовательного процесса, улучшать свою самооценку и уверенность. Важно, чтобы воспитатель принимал во внимание особенности каждого ребенка и создавал условия для безопасного и комфортного участия в играх, что способствует максимальному развитию физического и социального потенциала ребенка.
Список литературы
1. Абрамова Л.Н. «Подвижная игра как эффективное средство развития двигательного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья», 2019 г.
2. Белова, Ю. В. Теория и технология физического воспитания детей [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Ю. В. Белова. - Саратов: Вузовское образование, 2018. - 111 с.
3. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.
4. Кириллова Ю.А. Парциальная программа физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017 г. – 189 с.
5. Окоряк Е.В. Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с ограниченными возможностями развития (ОВЗ) (методические рекомендации), 2017 г. – 236 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат