Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Интеграция ФГОС в преподавание физики: основные принципы и подходы. Работа №75738

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Интеграция ФГОС в преподавание физики: основные принципы и подходы
Работа:

ИНТЕГРАЦИЯ ФГОС В ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ

 

Фомичев Сергей Дмитриевич, учитель физики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 имени В.А.

Уварова муниципального образования Усть-Лабинский район

 

Аннотация.   Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) стали основой для формирования образовательных программ в школах России, что затруднило задачу адаптации традиционных методов преподавания в условиях новых требований. В данной статье рассматривается интеграция ФГОС в преподавание физики в школьной системе, анализируются ключевые принципы и подходы, которые способствуют успешной реализации нового образовательного процесса. Особое внимание уделяется тому, как изменяются цели и задачи преподавания, а также подходы к оцениванию результатов обучения. Статья иллюстрируется примерами практических заданий и методов, направленных на развитие у школьников умений применять физические знания в повседневной жизни.

Ключевые слова: ФГОС, физика, образование, принципы преподавания, оценивание, учебные достижения, интеграция.

 

С 2010 года Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) стали неотъемлемой частью образовательной системы России, обеспечивая более четкое определение целей и задач образования на всех уровнях. Внедрение ФГОС в школы затронуло все предметные области, в том числе и физику. Преподавание физики в школьной системе должно быть ориентировано на развитие у учащихся не только знаний о законах природы, но и умений применять эти знания для решения практических задач, что соответствует современным требованиям образовательного процесса.

Одной из основных целей ФГОС является формирование компетенций, которые включают в себя как теоретические знания, так и практические навыки, необходимые для успешного функционирования в условиях современного общества. Это требует от учителей физики пересмотра традиционных методов преподавания и поиска новых подходов к обучению школьников.

Одним из ключевых аспектов ФГОС является ориентация на результат, а именно на достижение конкретных учебных результатов, которые выражаются в виде компетенций и умений учащихся. Для того чтобы физика стала не только набором теоретических сведений, но и инструментом для решения реальных задач, учителям необходимо ориентироваться на несколько принципов.

Первый принцип, который стоит выделить, — это принцип системности и целостности. В рамках ФГОС физика должна преподаваться как интегрированное учебное дисциплинарное знание. Это означает, что ученики должны осознавать взаимосвязь различных явлений, происходящих в природе, и уметь использовать физические законы для объяснения разнообразных природных процессов.

Примером может служить изучение тем, связанных с энергией. На уроках физики школьникам необходимо не только объяснить, что такое энергия, какие ее виды существуют, но и помочь понять, как энергетические процессы влияют на различные аспекты жизни, от экологии до технологий.

Второй важный принцип — это принцип деятельностного подхода. Согласно ФГОС, обучение должно быть ориентировано на активное участие учащихся в процессе, что подразумевает использование различных форм и методов работы: лабораторных экспериментов, научных исследований, проектов. Важнейшими задачами являются развитие у школьников способности работать с информацией, анализировать данные, делать выводы и аргументированно их обосновывать.

Для физики это означает не просто объяснение теоретических законов, но и проведение экспериментов, анализ полученных данных. Например, изучая законы Ньютона, ученики могут провести простые эксперименты с движущимися телами и на основе этих экспериментов проверить теоретические положения.

Третий принцип — принцип индивидуализации и дифференциации. ФГОС предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, их уровня подготовки и интересов. Учитель физики должен уметь адаптировать учебный процесс, предлагая разные формы и темпы работы для учащихся с разным уровнем знаний. Это может быть как работа в группах, так и самостоятельные исследовательские проекты.

В условиях реализации ФГОС преподавание физики требует более гибкого подхода к организации учебного процесса. Учитель должен не только передавать знания, но и организовывать такие виды деятельности, которые способствуют формированию у учащихся критического мышления, научных навыков и готовности к решению нестандартных задач.

Одним из новых подходов, введенных в преподавание физики в соответствии с ФГОС, является проектная деятельность. Проектное обучение в физике позволяет школьникам не только изучать теорию, но и заниматься исследовательской деятельностью. Например, при изучении темы "Тепловые явления" можно предложить ученикам провести проект, в рамках которого они исследуют способы теплоизоляции и разрабатывают модели теплотехнических устройств.

Еще одним важным аспектом является использование информационных технологий. Современные учителя физики активно включают в уроки мультимедийные презентации, анимации, симуляторы, что позволяет наглядно демонстрировать сложные физические процессы. Важно, чтобы такие технологии не только служили для иллюстрации материала, но и способствовали более глубокому пониманию законов природы.

Не менее важной составляющей является использование практических заданий, которые помогают школьникам осознать значимость физики в повседневной жизни. Например, при изучении темы "Электрические явления" можно предложить ученикам рассчитать, сколько электроэнергии потребляют различные бытовые приборы в их домах. Это задание не только помогает учащимся лучше понять тему, но и развивает их способность применять физические знания в реальной жизни.

С переходом к ФГОС изменяются и подходы к оцениванию результатов обучения. Преподавание физики теперь ориентировано не только на знание фактов, но и на умение учащихся применять эти знания на практике. Важно, чтобы оценивание стало более многогранным, учитывая не только результаты контрольных работ и тестов, но и успехи в проектной и исследовательской деятельности.

Оценивание должно быть как итоговым, так и текущим. Преподаватель физики может использовать разнообразные формы контроля, включая тесты, лабораторные работы, письменные и устные задания. Важно, чтобы учащиеся не просто отвечали на вопросы, а могли обосновать свой выбор, аргументировать решения и проводить анализ результатов.

К примеру, при решении задач на движение, ученикам можно предложить не только вычислить скорость и путь, но и объяснить, каким образом выбранные уравнения движения относятся к реальной жизни, приводя примеры из физики и техники. Такой подход помогает ученикам осознать значимость изучаемого материала и формирует навыки самостоятельной работы.

Интеграция ФГОС в преподавание физики предполагает значительные изменения в методике обучения, которые направлены на развитие у школьников не только теоретических знаний, но и практических навыков, необходимых для решения реальных задач. Внедрение деятельностного подхода, использование информационных технологий, проектного обучения и разнообразных форм оценивания способствует формированию у учащихся компетенций, которые позволяют им эффективно использовать знания физики в повседневной жизни и в профессиональной деятельности. Учителю физики предстоит адаптировать свои методы и подходы к новым требованиям, что открывает широкие возможности для улучшения качества образования в целом.

 

Список литературы

 

1. Лаптева Н. С. Системно-деятельностный подход в преподавании физики как основа реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 19. — С. 52–55

2. Пентин А. Ю. «Физика. Реализация требований ФГОС основного общего образования»: методическое пособие для учителя / под ред. Г. С. Ковалевой. — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – с. 366

3. Юлаева О. В. Интегрированные уроки физики с другими дисциплинами в условиях реализации ФГОС: магистерская диссертация / Уральский государственный педагогический университет. — 2018. – с. 417

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X