Профориентация в ДОУ: соединяем теорию с практикой.
Барковская Рамиля Маратовна, заведующий МАДОУ «Детский сад №15 «Мишутка», Горшунова Анастасия Сергеевна, старший воспитатель, Валеева Альфия Зайдулловна, воспитатель,
Зуребиани Лия Мурадийевна, воспитатель.
Уже несколько лет наш детский сад является муниципальной инновационной площадкой по теме «Ранняя профессиональная ориентация детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». Данная статья представляет опыт работы нашего дошкольного учреждения в этом направлении.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомления с профессиями.
И поскольку детский сад – первоначальное звено единой и непрерывной системы образования, дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
В 2021 году педагогический коллектив детского сада № 15 «Мишутка» стал организатором ежегодного фестиваля «Азбука профессий». Тогда мы и смогли увидеть, насколько вдохновенно общались с детьми представители заявленных профессий, насколько воспитанники дошкольных учреждений были очарованы всем происходящем на площадках фестиваля. Восторженные эмоции детей, радость от своего участия в большом взрослом деле можно было заметить повсюду. Тогда и зародилась у нас идея организовать работу по ранней профориентации в нашем детском саду.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются профессиональное воспитание и профессиональное информирование. Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса МОГУТ быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.
Задавшись целью формирования у детей дошкольного возраста представлений о мире различных профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности взрослых, стремясь к повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, мы, конечно, изучили много литературы, участвовали в различных вебинарах. Педагоги ДОУ прошли курсы повышения квалификации соответствующей направленности.
Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, мы пришли к идее разработки проекта, целью которого является создание организационно-методических условий для развития представлений о мире профессий посредством использования в образовательном процессе игровой, конструктивной, творческой, технической и иной деятельности. В апреле 2022 года проект «Играя в профессии, я выбираю свое будущее» был представлен на заседании Экспертного совета Управления образования, по результатам которого МАДОУ «Детский сад №15 «Мишутка» был присвоен статус «Муниципальная инновационная площадка I уровня».
Успешно реализовав проект, мы рассмотрели и дополнили материалы, обобщили накопленный опыт, и в 2022 году разработали программу «В мире профессий» для детей старшего дошкольного возраста, продолжая работать над главной идеей профориентации в ДОУ. Конечно, многие формы работы по профориентации в детском саду давно известны, однако, мы стремимся наполнить их новым содержанием.
Так, в необычном ракурсе была представлена нашими дошколятами сюжетно-ролевая игра. Дети уже так увлеклись вживанием в роли, что даже в городском фестивале «Лига Знайки» выступили в качестве журналиста и интервьюируемого.
В рамках работы ДОУ по ранней профориентации педагоги и воспитанники группы «Лукоморье» подготовили и провели мюзикл «В мире профессий», где были представлены яркие, зажигательные номера, позволяющие зрителям по-новому взглянуть на профессии пожарных, поваров, стюардесс…
Интересной формой работы по ранней профориентации стала, на наш взгляд, организация мини-музея «Профессии вокруг нас». Работа над проектом «Мини-музей профессий» помогла сформировать познавательный интерес к профессиональной деятельности человека. Много экспонатов было сделано своими руками. Все группы в оригинальной форме представляли свой мини - музей и проводили интересную и познавательную экскурсию для ребят из других групп. Дошколята в увлекательной форме познакомились с профессиями врача, повара, художника – модельера, парикмахера, полицейского, учителя, военного.
Работа в рамках проекта «Огород у Лукоморья» позволила уточнять знания детей о труде людей весной, летом и осенью на огороде; расширять представления об орудиях труда; воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности.
Для ознакомления с профессиями активно применяли метод интеллект-карт, позволяющий детям более подробно рассмотреть все аспекты той или иной профессии.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В рамках социального партнерства детского сада и других учреждений города воспитанники, родители и педагоги МАДОУ смогли заглянуть в мир «живого производства».
Преподаватели, студенты строительного техникума организовали дошкольникам «маршруты» знакомства с профессиями и специальностями строительного профиля. Детей познакомили с производственными мастерскими. Ребята с интересом и воодушевлением «примерили» на себя профессии плиточника, штукатура-маляра, поработали с различными строительными инструментами.
Сотрудники детского отдела ДК им. Маяковского подготовили экскурсию по ознакомлению детей с профессиями мира культуры: звукорежиссера, осветителя зала, хореографа, музыканта, художника по костюмам, актера.
Кроме того, нам представилась возможность встретиться с исполнителями живой музыки. В детской музыкальной школе вниманию детей был представлен концерт, подготовленный учащимися этой школы. Юные музыканты показали, чему они научились за время учебы. Преподаватели познакомили наших дошколят с различными музыкальными инструментами, показали классы, где занимаются учащиеся, костюмы, оборудование, которыми они пользуются.
В рамках обмена педагогическим опытом, с целью профессионального роста, демонстрации результатов инновационной деятельности педагоги ДОУ принимали участие в мероприятиях различного уровня: методические объединения, публикации в печатных изданиях, конкурсы. Кроме того, неоднократно являлись организаторами фестиваля «Азбука профессий», провели для дошколят Прокопьевска квест-игру «Город мастеров».
Проводимая нами профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат