Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Стимулирование критического мышления через математическую деятельность. Работа №75961

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Стимулирование критического мышления через математическую деятельность
Работа:

Стимулирование критического мышления через математическую деятельность

 

Доронина Неля Васильевна, учитель математики

ЛНР «РШ № 8 им. С.В. Полуянова», ЛНР,

г. Ровеньки, пгт. Дзержинский

 

Аннотация.  Критическое мышление — важная составляющая образовательного процесса, особенно в преподавании математики, где ученикам необходимо не только усвоить конкретные знания, но и развить способность к анализу, решению нестандартных задач и аргументации. В статье рассматривается роль математики в развитии критического мышления школьников, методы и стратегии, которые учитель может применить в классе, чтобы стимулировать у учеников активное познание и осознание взаимосвязей математических объектов. Приводятся примеры задач, которые способствуют развитию логического, аналитического и критического подхода к решению проблем. 

Ключевые слова: критическое мышление, математическая деятельность, логика, аналитическое мышление, учебный процесс, развивающие задачи, обучение, решение задач.

 

Критическое мышление является важнейшим навыком, который помогает ученикам не только успешно осваивать учебный материал, но и эффективно решать разнообразные жизненные задачи. В последние десятилетия педагогические теории всё чаще обращаются к развитию критического мышления как ключевого компонента общего образования. Одним из самых мощных инструментов для этого является математика, потому что она развивает аналитический подход, способствует выработке логического и системного мышления, а также умению аргументировать и проверять гипотезы.

Математика, как наука и как часть школьного образования, представляет собой не только набор алгоритмов и формул, но и способ мышления, который учит детей осмысленно подходить к решению задач, учитывать множество факторов и гипотез, а также анализировать полученные результаты. Поэтому, чтобы сделать математическую деятельность более эффективной с точки зрения развития критического мышления, важно не ограничиваться простым объяснением теорий и решением стандартных задач, а стимулировать учащихся к поиску нестандартных решений и самостоятельному поиску доказательств.

В первую очередь стоит отметить, что развитие критического мышления через математику не ограничивается только изучением абстрактных понятий и решением уравнений. Важнейшая задача состоит в том, чтобы дети научились не только выполнять вычисления, но и объяснять их, анализировать различные пути решения одной и той же проблемы. Математика требует от учащихся способности обоснованно выбирать и аргументировать метод решения, выявлять и устранять возможные ошибки. При этом критическое мышление позволяет ученикам не просто механически запоминать формулы и методы, но и осознавать их логику, увидеть взаимосвязь между различными разделами математики, а также применять эти знания в новых и нестандартных условиях.

Для того чтобы стимулировать критическое мышление, учитель математики должен использовать разнообразные методы и подходы, которые направлены на активизацию умственной деятельности учеников. Один из таких методов — это использование задач с открытым решением. Такие задачи не имеют одного единственного правильного ответа, что побуждает учащихся искать различные варианты решения, а также обсуждать и обосновывать свои выборы. Например, можно предложить ученикам задачу на оптимизацию, где нужно найти наилучшее решение в условиях ограничений. В таком случае ученики учатся не только вычислять значения, но и анализировать, почему одни решения более эффективны, чем другие.

Пример задачи с открытым решением: "У вас есть 10 метров проволоки. Какую фигуру нужно вырезать из этой проволоки, чтобы её периметр был максимальным?" Это задание не имеет одного ответа, но оно помогает учащимся осознавать важность разных подходов к решению и развивает умение рассуждать и проверять свои гипотезы.

Кроме того, эффективным инструментом для стимулирования критического мышления является использование задач на доказательство, которые требуют от учеников не только нахождения правильного ответа, но и логического обоснования каждого шага. Например, задача "Доказать, что сумма углов любого треугольника всегда равна 180 градусам" побуждает учеников к рассуждению, аргументации и поиску правильных подходов к доказательству.

Задачи, которые направлены на развитие критического мышления, могут быть и более сложными, многозадачными. Например, задача на решение системы уравнений может включать в себя несколько способов решения, и ученики могут сравнивать их, анализировать преимущества и недостатки каждого метода. Это способствует развитию аналитического подхода, где важно не просто выполнить действия, но и понять, почему выбирается тот или иной способ, как они могут быть улучшены.

Кроме стандартных математических задач, для развития критического мышления полезно включать в учебный процесс задачки на логическое мышление и на выявление скрытых закономерностей. Задачи такого типа могут быть связаны с анализом различных моделей, стратегий или игровых ситуаций, где ученики должны рассмотреть несколько вариантов решений и выбрать наиболее оптимальный.

Например, задача: "На столе лежат три карты, на каждой из которых написано число. Одни карты с числом, которое больше 10, а другие — с числом, меньше 10. Вам нужно решить, какие карты можно перевернуть, чтобы подтвердить, что на каждой из них либо больше 10, либо меньше 10. Какой минимальный набор карт необходимо перевернуть, чтобы сделать вывод о правдивости этого утверждения?" Эта задача требует от учеников не только логического подхода, но и умения проверять гипотезы и делать выводы на основе анализа. Такой подход тренирует у школьников умение тщательно проверять информацию и принимать обоснованные решения.

Важно, чтобы в процессе решения математических задач учащиеся учились задавать вопросы и проверять результаты. К примеру, когда ученик решает задачу на нахождение площади фигуры, он может задать вопрос: "Можно ли разделить эту фигуру на несколько более простых частей?" или "Что произойдет, если изменить одну из сторон?" Такие вопросы учат критически подходить к проблеме, искать альтернативные пути решения и оценивать возможные ошибки.

Таким образом, математика — это не только средство для изучения чисел и формул, но и мощный инструмент для развития критического мышления. Учителя математики могут и должны создавать такие условия, которые способствуют формированию у школьников умения анализировать, делать выводы и принимать решения на основе логического и системного подхода. Это можно достичь через задачи с открытым решением, задачи на доказательство, а также задачи, требующие критической оценки и анализа.

Развитие критического мышления через математическую деятельность помогает учащимся не только стать более уверенными в собственных силах при решении различных проблем, но и развивает их способность к независимому анализу, самооценке и выстраиванию логической последовательности. В конечном итоге это способствует не только углублению знаний в области математики, но и формированию навыков, которые пригодятся учащимся в любой сфере жизни и профессиональной деятельности.

 

Список литературы

 

1. Давудов А. Д. «Проблемное обучение как средство повышения эффективности обучения школьников» // Вестник СПИ. 2018. - №1 (25).

2. Жукова Н. Д. «Применение технологии проблемного обучения на уроках математики» // Вестник науки и образования. 2019. - № 11-2 (65).

3. Князева О. Г., Назарова Ю. Ю. «Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики» // Мировая наука. - 2022. - № 5 (62).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X