Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Роль игры в формирующем образовательном процессе: методические рекомендации. Работа №75974

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Роль игры в формирующем образовательном процессе: методические рекомендации
Работа:

РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРУЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Теличко Любовь Алексеевна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Казачок» муниципального образования город-курорт Анапа

 

Аннотация. Статья посвящена изучению роли игры в образовательном процессе дошкольных учреждений, её влиянию на всестороннее развитие ребёнка, формирование социальных, когнитивных и эмоциональных навыков. Описаны методические рекомендации для воспитателей по использованию игровых технологий в формирующем образовательном процессе. Особое внимание уделено подбору игр в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также приведены примеры игр, направленных на развитие различных компетенций.

Ключевые слова: игра, образовательный процесс, дошкольное образование, развитие детей, игровые технологии, методические рекомендации, социальные навыки, когнитивные навыки, эмоциональное развитие.

 

Игра является основным способом деятельности детей дошкольного возраста, и это не случайно. В раннем возрасте дети воспринимают мир через игру, и она становится для них не только способом отдыха, но и важным инструментом обучения и развития. Игра в дошкольном образовании имеет огромное значение, так как она способствует всестороннему развитию личности ребёнка, формированию у него навыков, необходимых для успешного общения, мышления и творчества.

В современном образовательном процессе игра приобретает особое значение, поскольку она позволяет в интересной и доступной форме решать множество задач, таких как развитие познавательных интересов, формирование социальных и эмоциональных навыков, улучшение моторики и речь. Дошкольники учат правила и законы окружающего мира, сталкиваются с различными трудностями и учат их преодолевать. Всё это происходит в контексте игры, что делает её не только увлекательным, но и важным образовательным процессом.

Использование игр в образовательной деятельности должно быть продуманным и направленным на развитие всех сторон личности ребёнка. Важно, чтобы педагог осознавал значение каждой игры, понимал, какие цели она ставит, и какие задачи помогает решать. Игровая деятельность помогает детям учиться взаимодействовать с окружающим миром, а также позволяет раскрывать творческий потенциал каждого ребёнка. В процессе игры дети могут экспериментировать, исследовать, выражать свои эмоции и чувства, находить решения проблем, учить новые слова и понятия, формировать представления о том, что правильно и что нет, развивать воображение и фантазию.

Игры, использующие элементы ролевого взаимодействия, например, «Магазин», «Семья», «Врач» и другие, дают детям возможность примерить на себя различные социальные роли, что позволяет лучше понять особенности социального взаимодействия и способствует формированию нравственных ценностей, таких как честность, ответственность, забота и уважение к окружающим. Это становится важной частью социализации ребёнка, помогает ему узнать больше о правилах общежития и культуре общения.

Кроме того, игры с правилами являются мощным инструментом развития когнитивных способностей ребёнка. В таких играх детям необходимо понимать правила, разрабатывать стратегии, принимать решения и анализировать последствия своих действий. Например, в игре «Конструктор» ребёнок учит не только называть геометрические фигуры и компоновать их, но и развивает логическое мышление, учится сосредотачиваться на задачах и доводить начатое дело до конца. Важно, что в таких играх дети не просто осваивают какие-то абстрактные знания, но и учат их применять на практике, осознавая их полезность и значимость в жизни.

Введение в игровую деятельность также способствует развитию речи ребёнка. В процессе игры дети учат новые слова, фразы, формируют правильное произношение, учатся строить осмысленные предложения, развивают навык общения. Когда дети играют в «Учителя» или «Доктора», они используют новые профессиональные термины и развивают логическую последовательность в своей речи, что способствует и улучшению грамматического строя речи. Важно, чтобы воспитатель в таких играх задавал правильные речевые модели, корректировал ошибки и создавал благоприятную атмосферу для свободного самовыражения детей.

Игры помогают также в развитии моторики, особенно в физической активности. Простые подвижные игры, такие как «Ловишки» или «Перетягивание каната», позволяют детям развивать координацию движений, гибкость, скорость и выносливость. Игры с мячом, бег, прыжки, танцы и другие активности становятся важными для формирования здоровых привычек у детей, а также для их физического развития.

Методические рекомендации для воспитателей по использованию игр в образовательной деятельности можно свести к нескольким важным аспектам. Во-первых, игры должны быть разнообразными. Важно использовать как подвижные, так и спокойные игры, ролевые и сюжетные, творческие и познавательные. Каждый тип игры решает свою задачу и важен для формирования различных аспектов личности ребёнка.

Во-вторых, важно учитывать возрастные особенности детей. Игры для младших дошкольников должны быть проще, с минимальным количеством правил, и направлены на знакомство с окружающим миром. Для старших детей игры могут быть более сложными, с добавлением различных элементов конкуренции, коллективной работы и самостоятельных решений. Примером может служить игра «Экспедиция», в которой дети, разделившись на группы, решают задачи на поиск «сокровищ», преодолевая различные препятствия.

Кроме того, воспитатель должен постоянно следить за состоянием детей в процессе игры. Иногда они могут испытывать трудности с пониманием правил, или же им будет сложно взаимодействовать в группе. Важно вовремя вмешиваться, помогать детям, но не делать за них всё, что позволяет им учиться и развиваться через собственный опыт. Воспитатель должен создавать условия для свободной игры, поддерживать интерес детей, создавать атмосферу доверия и уважения, где каждый ребёнок будет чувствовать себя уверенно и важно.

Также стоит отметить, что важно развивать в воспитанниках не только игру, но и рефлексию. После игры следует обсуждение, что получилось, что не получилось, что можно было бы сделать по-другому. Это помогает детям осознать свои действия, что способствует лучшему пониманию мира и самих себя.

В заключение можно сказать, что роль игры в формирующем образовательном процессе невозможно переоценить. Она становится основным инструментом, через который дети осваивают жизненные навыки, развивают когнитивные и социальные способности, а также учат эмоции и творчество. Методические рекомендации для воспитателей включают понимание целей и задач каждой игры, умение адаптировать их под потребности детей и создание благоприятных условий для активного и интересного игрового процесса. Игровая деятельность — это не просто развлечение, а важная составляющая образовательного процесса, которая способствует полноценному развитию личности ребёнка.

 

Список литературы

Антонова Л. В. Р

оль дидактической игры в познавательной деятельности детей в дошкольных образовательных организациях

// Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2020. №3 (88).

Маркарян И. А., Косачева А. А. Роль игры и игровой деятельности в жизни детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №11-2.

Пушкарева В

.

В

.

Игра и ее роль в образовательном процессе // International

scientific

review

. 2016. №2 (12).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X