РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРУЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Теличко Любовь Алексеевна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Казачок» муниципального образования город-курорт Анапа
Аннотация. Статья посвящена изучению роли игры в образовательном процессе дошкольных учреждений, её влиянию на всестороннее развитие ребёнка, формирование социальных, когнитивных и эмоциональных навыков. Описаны методические рекомендации для воспитателей по использованию игровых технологий в формирующем образовательном процессе. Особое внимание уделено подбору игр в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также приведены примеры игр, направленных на развитие различных компетенций.
Ключевые слова: игра, образовательный процесс, дошкольное образование, развитие детей, игровые технологии, методические рекомендации, социальные навыки, когнитивные навыки, эмоциональное развитие.
Игра является основным способом деятельности детей дошкольного возраста, и это не случайно. В раннем возрасте дети воспринимают мир через игру, и она становится для них не только способом отдыха, но и важным инструментом обучения и развития. Игра в дошкольном образовании имеет огромное значение, так как она способствует всестороннему развитию личности ребёнка, формированию у него навыков, необходимых для успешного общения, мышления и творчества.
В современном образовательном процессе игра приобретает особое значение, поскольку она позволяет в интересной и доступной форме решать множество задач, таких как развитие познавательных интересов, формирование социальных и эмоциональных навыков, улучшение моторики и речь. Дошкольники учат правила и законы окружающего мира, сталкиваются с различными трудностями и учат их преодолевать. Всё это происходит в контексте игры, что делает её не только увлекательным, но и важным образовательным процессом.
Использование игр в образовательной деятельности должно быть продуманным и направленным на развитие всех сторон личности ребёнка. Важно, чтобы педагог осознавал значение каждой игры, понимал, какие цели она ставит, и какие задачи помогает решать. Игровая деятельность помогает детям учиться взаимодействовать с окружающим миром, а также позволяет раскрывать творческий потенциал каждого ребёнка. В процессе игры дети могут экспериментировать, исследовать, выражать свои эмоции и чувства, находить решения проблем, учить новые слова и понятия, формировать представления о том, что правильно и что нет, развивать воображение и фантазию.
Игры, использующие элементы ролевого взаимодействия, например, «Магазин», «Семья», «Врач» и другие, дают детям возможность примерить на себя различные социальные роли, что позволяет лучше понять особенности социального взаимодействия и способствует формированию нравственных ценностей, таких как честность, ответственность, забота и уважение к окружающим. Это становится важной частью социализации ребёнка, помогает ему узнать больше о правилах общежития и культуре общения.
Кроме того, игры с правилами являются мощным инструментом развития когнитивных способностей ребёнка. В таких играх детям необходимо понимать правила, разрабатывать стратегии, принимать решения и анализировать последствия своих действий. Например, в игре «Конструктор» ребёнок учит не только называть геометрические фигуры и компоновать их, но и развивает логическое мышление, учится сосредотачиваться на задачах и доводить начатое дело до конца. Важно, что в таких играх дети не просто осваивают какие-то абстрактные знания, но и учат их применять на практике, осознавая их полезность и значимость в жизни.
Введение в игровую деятельность также способствует развитию речи ребёнка. В процессе игры дети учат новые слова, фразы, формируют правильное произношение, учатся строить осмысленные предложения, развивают навык общения. Когда дети играют в «Учителя» или «Доктора», они используют новые профессиональные термины и развивают логическую последовательность в своей речи, что способствует и улучшению грамматического строя речи. Важно, чтобы воспитатель в таких играх задавал правильные речевые модели, корректировал ошибки и создавал благоприятную атмосферу для свободного самовыражения детей.
Игры помогают также в развитии моторики, особенно в физической активности. Простые подвижные игры, такие как «Ловишки» или «Перетягивание каната», позволяют детям развивать координацию движений, гибкость, скорость и выносливость. Игры с мячом, бег, прыжки, танцы и другие активности становятся важными для формирования здоровых привычек у детей, а также для их физического развития.
Методические рекомендации для воспитателей по использованию игр в образовательной деятельности можно свести к нескольким важным аспектам. Во-первых, игры должны быть разнообразными. Важно использовать как подвижные, так и спокойные игры, ролевые и сюжетные, творческие и познавательные. Каждый тип игры решает свою задачу и важен для формирования различных аспектов личности ребёнка.
Во-вторых, важно учитывать возрастные особенности детей. Игры для младших дошкольников должны быть проще, с минимальным количеством правил, и направлены на знакомство с окружающим миром. Для старших детей игры могут быть более сложными, с добавлением различных элементов конкуренции, коллективной работы и самостоятельных решений. Примером может служить игра «Экспедиция», в которой дети, разделившись на группы, решают задачи на поиск «сокровищ», преодолевая различные препятствия.
Кроме того, воспитатель должен постоянно следить за состоянием детей в процессе игры. Иногда они могут испытывать трудности с пониманием правил, или же им будет сложно взаимодействовать в группе. Важно вовремя вмешиваться, помогать детям, но не делать за них всё, что позволяет им учиться и развиваться через собственный опыт. Воспитатель должен создавать условия для свободной игры, поддерживать интерес детей, создавать атмосферу доверия и уважения, где каждый ребёнок будет чувствовать себя уверенно и важно.
Также стоит отметить, что важно развивать в воспитанниках не только игру, но и рефлексию. После игры следует обсуждение, что получилось, что не получилось, что можно было бы сделать по-другому. Это помогает детям осознать свои действия, что способствует лучшему пониманию мира и самих себя.
В заключение можно сказать, что роль игры в формирующем образовательном процессе невозможно переоценить. Она становится основным инструментом, через который дети осваивают жизненные навыки, развивают когнитивные и социальные способности, а также учат эмоции и творчество. Методические рекомендации для воспитателей включают понимание целей и задач каждой игры, умение адаптировать их под потребности детей и создание благоприятных условий для активного и интересного игрового процесса. Игровая деятельность — это не просто развлечение, а важная составляющая образовательного процесса, которая способствует полноценному развитию личности ребёнка.
Список литературы
Антонова Л. В. Р
оль дидактической игры в познавательной деятельности детей в дошкольных образовательных организациях
// Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2020. №3 (88).
Маркарян И. А., Косачева А. А. Роль игры и игровой деятельности в жизни детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №11-2.
Пушкарева В
.
В
.
Игра и ее роль в образовательном процессе // International
scientific
review
. 2016. №2 (12).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат