Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников с нарушениями речи.
В настоящее время растёт количество детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Чаще всего это дети, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, дети, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из–за недостаточно развитого фонематического слуха.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями — это важная задача, которая требует комплексного подхода.
Фонематический слух — это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать звуки родного языка, составляющие звуковую оболочку слова. Это способность слышать и определять наличие звука в речи. Он является частью физиологического слуха и помогает связать слышимые звуки с их образцами.
Фонематическое восприятие — это умственные действия, способность узнавать и различать звуки речи. Это способность различать отдельные звуки речи на слух и определять звуковой состав слова.
Речевой слух, который включает фонематический и фонетический слух, обеспечивает не только восприятие чужой речи, но и контроль над собственной, способствуя правильному произношению.
Таким образом, фонематический слух — это способность слышать и фиксировать наличие звука в речи, а фонематическое восприятие — это умственные действия, способность узнавать и различать звуки речи
Несформированность фонематического слуха влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа и синтеза, что в впоследствии станет причиной трудностей в обучении письму и чтению.
Если для ребёнка изначально не создаются специально организованные социально-педагогические условия для всестороннего развития, то вторичными нарушениями могут выступать трудности фонетико-фонематического анализа, которые проявляются в стойких ошибках в чтении и письме. Также в работах многих педагогов-дефектологов подчеркивается связь дисграфии с недоразвитием устной речи и фонематического слуха.
Одной из ключевых задач логопедической работы с дошкольниками с является развитие фонематического слуха и восприятия. У таких детей наблюдаются недостаточное различение звуков, замены и смешения фонем, а также слабые навыки звукового анализа.
Определение уровня развития фонематического восприятия позволяет установить задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи. Формирование фонематического слуха требует систематического и целенаправленного подхода во время специально организованных занятий с коррекционными упражнениями.
Независимо от методики обучения, ребёнку необходимо слышать и различать речевые звуки. В нашем языке, несмотря на то, что букв всего 33, звуков гораздо больше.
Работа организуется в игровой форме и адаптируется в зависимости от степени нарушения слуха и индивидуальных особенностей детей. Для каждого ребенка разрабатываются индивидуальные планы коррекционной работы, и процесс требует множественных повторений. Важно, чтобы если материал не усваивается, проводилось повторение упражнений с предыдущего этапа.
Для детей с речевыми нарушениями фонематический слух может быть подвержен определенным трудностям. Это может проявляться в трудностях с распознаванием и воспроизведением звуков речи, смешиванием звуков, а также в недостаточной развитости навыков восприятия.
Особенности работы с детьми с речевыми нарушениями:
Индивидуальный подход
: Каждое занятие должно быть адаптировано под конкретные воз
можности и потребности ребёнка.
Постепенность
: Начинать с простых упражнений и посте
пенно увеличивать их сложность.
Мотивация
: Создание позитивной атмосферы, чтобы дети чувствовали себя уверенно и не боялись допускать ошибки.
Коррекционно-развивающая работа состоит из трех этапов. На первом — подготовительном — акцентируется внимание на развитии слухового внимания и памяти. Здесь дети учатся различать неречевые звуки, развивают слуховое внимание и память, а также артикуляционную моторику.
На втором этапе — основном — внимание уделяется различению слов, схожих по звучанию. Дети учатся различать слова и слоги, используют различные игры для формирования этих навыков.
На третьем этапе — заключительном — работа направлена на развитие фонематического анализа и синтеза, а также на формирование фонематических представлений. Дети обучаются определять количество слогов, выделять определённые звуки и их позицию в словах.
Существует множество методов и подходов к развитию фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями. Некоторые из них включают:
Игры с фонемами
: Использование дидактических игр, в которых дети должны различать, подбирать и комбинировать звуки и буквы. Например, игра «Что за звук?» помогает детям уч
иться различать фонемы на слух.
Рифмовка и ритмика
: Упражнения с рифмами, песенками и стихами способствуют развитию
слухового восприятия и памяти.
Аудирование
: Прослушивание аудиозаписей с использованием упражнений на различение звуков, например, «Что-то зашумело?», помогает де
тям улучшить внимание и память.
Звуковая гимнастика
: Это могут быть упражнения на произнесение звуков, которые помогают закрепить правильное произношение и развитие слуха. Звуковые
тренажеры
и специальные уроки лог
опеда также могут быть полезны.
Составление слов из слогов
: Упражнения, в которых дети собирают слова из предложенных слогов (например, «
мо
», «ль», «ка» — «
молка
»), могут помочь развить синтетические навыки.
Хорошо сформированное фонематическое восприятие гарантирует точное произношение звуков, правильную структуру слов и овладение грамматическими основами языка, становясь важным компонентом речевой системы.
Таким образом, коррекционная работа помогает детям научиться различать и дифференцировать звуки родного языка, контролировать звучание как собственной, так и чужой речи, а также последовательно выделять звуки в словах. Развитие фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями — это процесс, требующий времени, терпения и профессионального подхода. Эффективное развитие фонематического слуха может значительно улучшить речевые навыки, способствовать уверенности в общении и облегчить восприятие учебного материала. Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и подходы к его развитию должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей и потребностей. Своевременная помощь логопеда и регулярная работа в домашних условиях могут оказать значительное влияние на успешность ребенка в обучении и общении.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат