«Использование элементов техники «Скорочтения» на уроках в начальной школе, как средства формирования осмысленного чтения»
Ломакина Эльвира Владимировна, учитель начальных классов
МАОУ Наро-Фоминской СОШ №3 СУИОП
имени Героя Советского Союза Д.Д.Погодина
Чтение - это вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста.
Цель чтения – получение и переработка письменной информации.
Смысловое (осознанное) чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом чтении происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т.е осуществляется его интерпретация, наделение смыслом.
Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
В современной школе у детей большая нагрузка: школа, кружки, репетиторы- все это отнимает много времени. Приходя из школы им необходимо делать уроки, на которые остается с каждым годом все меньше времени, а нагрузка растет пропорционально классу, количество информации удваивается каждые два года. Основным источником информации в учебном процессе, по-прежнему, остается чтение. Существует противоречие между малой скоростью чтения и большим объемом учебной информации, которую учащимся необходимо осваивать.
Как же научить ребенка читать с меньшими затратами не только физических, но и психических сил? Как превратить чтение в доступного и необходимого помощника?
Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю в начале рассмотреть ряд проблем, возникающих при чтении у детей:
При чтении текста «про себя» дети артикулируют. Шевеление губ и языка происходит примерно у 80% взрослых, большинство проговаривают те
кст пр
о себя. При этом глаза задерживаются на одном месте слишком долго, а они способны сканировать комплексы.
Большинство при чтении больше опирается на слух, хотя зрение, т.е. глаза, воспринимают и передают информацию в несколько десятков раз быстрее.
Большинство детей имеет малое поле зрения. Человеческий глаз воспринимает информацию лишь в период остановки. То, как много он видит, указывает на величину поля зрения. К сожалению, большая часть методик не включают в себя упражнения, призванные расширить поле зрения.
Когда читатель читает вслух или сопровождает чтение артикуляцией, путь обработки информации становится более длительным: в центр слуха/речи, речевой центр и лишь затем анализ полученной информации. При использовании техники «
Скорочтения
» информация проходит более короткий путь: глаза, речевой центр.
Во время традиционного чтения происходит большое количество ненужных механических повторов, при которых возникает неоправданная потеря времени. В то время как при
скорочтении
скорость чтения возрастает в разы.
Что же такое скорочтение?
Скорочтение – это способность обработки любой информациипри использовании особых навыков чтения.
Программы в школах усиливаются, количество информации растет. И навык быстрой обработки информации, причем любой, не только текстовой, но и видео информации – это очень ценно. Ученик, который может немного быстрее своего соседа обрабатывать информацию,он и учится лучше, и работает лучше. Если ребёнку этот навык в детстве привить, то в жизни он станет более успешным.
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, с помощью которых развивают навык скорочтения.
Смысл прохождения упражнения: поиск букв в визуальном запоминании нужной буквы и быстрого ее поиска среди представленных букв.
Задание: Найдите букву «П» и запишите сколько раз она вам встретится. Время выполнение задания от 30 сек до 1 минуты.
Упражнение «Поиск букв» используется в скорочтении для того, чтобы научиться лучше ориентироваться в тексте, быстрее находить нужную информацию.
Упражнение «Алфавит».
Данное упражнение направлено на синхронизацию полушарий головного мозга.
Смысл прохождения упражнения: верхний ряд – это буквы, которые необходимо читать, нижний ряд – это обозначения (Л- левая рука, П – правая рука, О – обе руки).
Задание: В каждой строчке таблицы два ряда букв. Ваша задача называть вслух верхнюю букву при этом поднимать руку. Если внизу написана П- правую, Л- левую, О- обе.
Упражнение «Чтение по верхней
и нижней
половине текста»
Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
Задание: Прочитайте текст, видя только верхушки букв.
Для первоклассников возможен другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. Разрежьте их вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половины.
Смысл прохождения упражнения: при правильном выполнении визуальное восприятие конфликтует с аналитическим. Когда вы смотрите на слово, вам хочется назвать цвет который написан, а не которым написано. Умение быстро решать эти конфликты, позволяет развить понимание текста. При чтении текстов ребенок будет легче понимать прочитанное.
Задание: Перед вами слова, которые написаны разными цветами. Ваша задача максимально быстро называть цвет, которым написаны слова.
Упражнение «Рисование двумя руками»
Смысл прохождения упражнения: одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность. Ученик лучше усваивает знания, проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач. О таком эффекте мечтает каждый преподаватель и родитель!
Задание: Возьмите 2 карандаша и одновременно двумя руками обрисуйте осьминога.
Начинать следует с простых линий и геометрических фигур, постепенно усложняя рисунок. Картинку каждый раз меняем.
Это лишь малая часть тех упражнений, которые можно использовать абсолютно на всех уроках в начальной школе.
Что же такое скорочтение? Скорочтение –это набор техник, которые нужно выполнять постоянно и увеличивать сложность для того, чтобы достигнуть результата. Это действительно работает.
Уделяя технике «Скорочтение» 5 минут в начале урока, вы заметите, что скорость чтения вашего класса увеличится в 2 раза с учетом понимания текста.
У учащихся будут сформированы умения:
понимать целостный смысл текста;
ориентироваться в тексте и находить требуемую информацию;
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения обобщения, классификации, систематизации;
извлекать и анализировать информацию из различных источников;
читать внимательно и вдумчиво;
обоснованно делать выводы, доказывать.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат