ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Золотова Анна Николаевна, преподаватель иностранного языка
ГБПОУ «НАТТ»
Аннотация. В статье рассматривается использование коммуникативно-деятельностного подхода в обучении студентов среднего профессионального образования иностранному языку. Акцент сделан на значении общения как основного средства обучения, а также на роли практических упражнений и ролевых игр в процессе формирования языковой компетенции. Описаны методы и приемы, которые способствуют активному вовлечению студентов в учебный процесс и повышению их мотивации. Приводятся примеры использования коммуникативно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка и анализируются его преимущества и сложности при реализации в условиях СПО.
Ключевые слова: коммуникативно-деятельностный подход, обучение иностранным языкам, студенты СПО, языковая компетенция, активные методы, мотивация
Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам занимает важное место в современных образовательных технологиях, особенно в системе среднего профессионального образования (СПО). Этот подход направлен на развитие коммуникативных навыков студентов, что является основой успешного овладения иностранным языком. Применение коммуникативно-деятельностного подхода способствует активному взаимодействию студентов, что позволяет создать более реалистичную языковую среду, необходимую для формирования языковой и культурной компетенции. В рамках такого подхода учебный процесс ориентирован на развитие навыков общения в реальных жизненных ситуациях, что делает обучение более значимым и мотивирующим для студентов СПО.
Основная цель коммуникативно-деятельностного подхода — развить у студентов способность свободно и эффективно использовать иностранный язык в разных сферах жизни. В отличие от традиционного подхода, который ориентируется на грамматическое освоение языка и его правила, коммуникативно-деятельностный подход делает акцент на реальное общение, активацию языковых знаний в контексте различных социальных ситуаций. Важно, чтобы студенты не только изучали теоретические аспекты языка, но и учились применять эти знания на практике, что достигается через коммуникативные упражнения и ролевые игры.
В рамках этого подхода важно использовать разнообразные формы и методы обучения, которые стимулируют студентов к активному взаимодействию и обмену мнениями. Одним из наиболее эффективных методов является работа в малых группах и парах, что позволяет каждому студенту быть вовлеченным в процесс общения. Ролевые игры и диалоги, моделирующие реальные ситуации, становятся основой для формирования практических навыков общения на иностранном языке. Например, студентам можно предложить в роли покупателя и продавца провести диалог на тему «Шопинг», где они будут использовать речевые обороты, соответствующие реальной ситуации. Такие упражнения способствуют улучшению произносительных навыков, расширению словарного запаса и повышению уверенности студентов при общении.
Еще одним важным элементом коммуникативно-деятельностного подхода является использование аутентичных материалов, таких как статьи, видео, аудио записи, которые позволяют студентам ознакомиться с реальными примерами использования языка. Это помогает расширить их знания о культуре и языке, а также повышает интерес к изучаемому материалу. Например, просмотр короткого видео о путешествиях или интервью с носителями языка может стать хорошей основой для обсуждения и практики общения. Применение аутентичных материалов помогает создать более естественную языковую среду, в которой студенты могут видеть, как язык используется в реальной жизни, а также учат их адаптировать свою речь к разным ситуациям общения.
Методы и приемы, которые активно используются в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, включают групповые проекты, дебаты, мозговые штурмы, дискуссии, в ходе которых студенты не только закрепляют грамматические и лексические знания, но и развивают критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения и слушать собеседника. Например, дебаты на тему «Будущее технологий и их влияние на общество» могут стать хорошей возможностью для студентов не только практиковать язык, но и развивать навыки обсуждения и формулировки собственных мыслей на иностранном языке.
Кроме того, коммуникативно-деятельностный подход способствует формированию не только языковой, но и межкультурной компетенции, что особенно важно для студентов СПО, которые в дальнейшем будут работать в различных сферах, требующих взаимодействия с представителями других культур. Включение элементов культурного обмена и изучения традиций других стран позволяет студентам лучше понимать контекст использования языка, его особенности и вариативность.
Однако применение коммуникативно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам в системе СПО имеет и свои сложности. Во-первых, студенты часто сталкиваются с трудностями при переходе от теоретического изучения языка к его активному использованию в речи. Недостаточная уверенность в своих силах, страх ошибки, неуверенность в своей грамматической правильности могут стать барьером для эффективного общения. В таких случаях важно создать атмосферу, в которой студент будет чувствовать себя комфортно и безопасно, зная, что ошибки — это естественная часть процесса обучения, и они не повлияют на его успех. Учителю необходимо поддерживать студентов, поощрять их за попытки общения, даже если речь не идеальна, чтобы укрепить их мотивацию и уверенность.
Во-вторых, для реализации коммуникативно-деятельностного подхода преподавателю необходимо разработать разнообразные и интерактивные задания, которые будут не только интересными, но и полезными с точки зрения практического применения языка. Это требует от преподавателя творческого подхода и постоянного обновления материалов, чтобы поддерживать высокий интерес студентов к занятиям и обеспечивать их активное участие в учебном процессе.
Примером успешного применения коммуникативно-деятельностного подхода является практика преподавания иностранных языков через проектную деятельность. Студенты могут работать над проектами, которые связаны с их будущей профессиональной деятельностью, например, подготовить презентацию на иностранном языке о международной компании или провести интервью с носителями языка по определенной теме. Эти проекты не только способствуют улучшению языковой компетенции, но и развивают у студентов навыки командной работы, исследовательской деятельности и творческого подхода к решению задач.
Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход является эффективной моделью обучения иностранным языкам в системе СПО, поскольку способствует активному вовлечению студентов в процесс общения, развивает их практические навыки и способствует повышению мотивации к обучению. Применение этого подхода позволяет не только формировать языковую компетенцию, но и подготовить студентов к реальным жизненным и профессиональным ситуациям, где они будут активно использовать иностранный язык.
Список литературы
Горбатова, Т. Н. Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза / Т. Н.
Горбатова, А. В. Кудряшова, С. В. Рыбушкина. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1139-1141.
Маукебаева
М. А. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. №17.
П
едагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации
: сборник статей XXII Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2024. – 130 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат