Реализация программы
«Социализации и адаптации детей-мигрантов»
дошкольного возраста
Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства– это проблема социокультурной адаптации.
Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют семьи с детьми дошкольного возраста. В связи с этим, чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей – мигрантов дошкольного возраста.
Дети - мигранты — это дети родителей (законных представителей) иностранцев, которые живут в России и перед которыми стоят, прежде всего, воспитательные и образовательные проблемы, к которым недостаточно готовы приспособиться дети или образовательные учреждения.
Важно помнить, что каждый ребёнок имеет право на получение образования. Главное создать условия, при которых дети независимо от их культурной, расовой, национальной принадлежности могли бы себя полностью реализовать и стать полноценными членами общества. А дети, резко изменившие среду проживания, языковую среду, испытывают трудности в общении со сверстниками и педагогами, трудности в обучении, сложности в социальной и психологической адаптации к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.
В МБ ДОУ «Детский сад № 45» в 2023 -2024 учебном году по результатам мониторинга состава воспитанников по национальной принадлежности были получены следующие результаты:
Таблица1
№
Национальность
Количество детей
чел
%
1
Русские
108
70 %
2
Азербайджанцы
4
5 %
3
Таджики
16
21 %
4
Узбеки
1
1 %
5
Киргизы
3
3%
При этом по сравнению с предыдущими годами численность детей мигрантов значительно увеличилось.
Нельзя не отметить ряд проблем, возникающих как у детей мигрантов, так и у педагогов, работающих с данными детьми:
Трудности включения детей - мигрантов в образовательный процесс (слабое знание русского языка, сложности вхождения в учебный процесс в целом).
Трудности с принятием традиций и особенностей поведения с учетом национальных особенностей педагогами по отношению к детям-мигрантам.
Наибольшие проблемы в адаптации интеграции и детей мигрантов связаны с языковыми социокультурными барьерами, которые мешают успешному вовлечению детей мигрантов в различные виды образовательной, культурно - досуговой и социальной деятельности.
Сложность включения в иную культурную среду, сложное освоение русского языка, отсутствие представлений о нормах и базовых ценностях культуры российского общества, незнание особенностей повседневного быта и норм межличностного общения, трудности коммуникации, возникающие в общении с детьми и педагогами–все это нелегко решаемые вопросы освоения учебного материала. Родители (законные представители) детей-мигрантов не всегда способны заранее объяснить, что люди в мире говорят на разных языках, что названия вещей, просьбы и команды звучат по-разному, что полезно знать много языков, чтобы уметь разговаривать с людьми, которые говорят иначе, чем ты сам. В детском саду ребенок пытается говорить с окружающими на своем языке, экспериментирует, изобретая слова, звучащие похоже на то, что он слышит, разговаривает с игрушками на псевдоязыке, высказывает догадки о происхождении слов, цитирует высказывания взрослых, плачет, думая, что его все хотят обидеть. Стресс может быть настолько велик, что у ребенка пропадает аппетит, нарушается сон, он становится нервным. Самый обычный вариант поведения- растерянность и молчание. Постепенно малыш включается в знакомые рутинные ситуации (еда, прогулка, одевание). Обычно он находит себе взрослого, который его лучше понимает, и старается проводить с ним как можно больше времени, перестает бояться, учится от него первым словам на новом языке.
Дети-мигранты, отличающиеся от большинства по внешности, языку, религии первыми испытывают на себе враждебное отношение. Дети, чувствующие постоянную неприязнь окружающих, испытывают большую, чем их сверстники, потребность в расположении педагогов. Ребенок-мигрант хочет чувствовать, что взрослый его ценит. Если он этого не получает, то ребенок испытывает затруднения в социальной адаптации к детскому саду, в результате чего у него развивается повышенная тревожность, иногда агрессия, страх, отчужденность от других детей.
Проблема напрямую связана с проблемой речевого развития, а именно общение на неродном для ребенка языке. Большинство семей-мигрантов общаются между собой на своем национальном языке. Ребенку-мигранту, приходя в детский сад тяжело перестроиться с одного языка на другой, поэтому ему может быть тяжело в освоении дошкольной образовательной программы, что снижает его самооценку, негативно сказывается на отношениях со сверстниками и педагогами, почти автоматически снижает социальный статус ребенка среди сверстников. Дети-мигранты испытывают заметные затруднения в общении взаимопонимании с другими детьми, т.к. многие из них плохо владеют русским языком.
Семья и дошкольная организация являются важнейшими институтами первичной социализации. Именно в дошкольной образовательной организации, в общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки.
В силу вышеизложенных проблем в МБ ДОУ «Детский сад № 45» разработана программа «Социализации и адаптации детей-мигрантов», направленная на успешную адаптацию детей-мигрантов. В процессе реализации программы большое значение уделяется мероприятиям, формирующим представление о России, ее традициях и истории, о Кемеровской области - Кузбасс, о городе, в котором он сейчас живет и его жителях, толерантное отношение к людям разных национальностей.
Реализация данной программы дает возможность не только адаптировать детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, защищая тем самым их право на проживание в любом регионе нашей страны, но и развивать их склонности, способности и интересы.
Тематический план работы по патриотическому воспитанию
№
Образовательные задачи по патриотическому воспитанию
Темы недели
1.
Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе ив сему живому
Темы недели: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета»,«Маленькие исследователи», «Женский день», «Неделя здоровья», «Космос. Приведём планету в порядок», «Мир природы»
2.
Воспитание уважения к труду
Темы недели: «Город мастеров»,
«Праздник весны и труда»
3.
Развитие интереса к русским традициями промыслам
Темы недели: «Народная культура и традиции», «Наш быт»
4.
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям
Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта»,
«День Победы»
5.
Формирование элементарных знаний о правах человека
Темы недели: «Я - человек», «Моя семья»
6.
Расширение представлений о городах России
Темы недели: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета»
7.
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
Темы недели: «Дружба», «Наши защитники» ,«Миром правит доброта»,
«День Победы», «День Флага»
8.
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Темы недели: «Наши защитники», «День Победы», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Народная культура и традиции»
План работы с семьями детей - мигрантов
№п\п
Мероприятия
Ответственный
Сроки
1
Анкетирование родителей (законных представителей) «Особенности ребенка»
воспитатель
сентябрь
2
Индивидуальные консультации с родителями (законными представителями)
учитель-логопед, воспитатели
В течение года
3
Консультация «Социализация ребенка в обществе. Как помочь ребенку»
Старший воспитатель
октябрь
4
Консультация «Развиваем речь, как заниматься с ребенком дома»
учитель-логопед
октябрь
5
Участие в выставках совместных детско - родительских работ
воспитатели
В течение года
6
Тренинги детско – родительских отношений
Старший воспитатель
февраль
7
Участие в фотовыставке «Мой национальный костюм»
воспитатели
март
8
Совместное занятие с детьми по речевому развитию детей - мигрантов.
Учитель - логопед
март-апрель
9
Фото-челлендж «Традиционное блюдо моего народа»
воспитатели
ноябрь
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат