Дидактическая игра по финансовой грамотности
«Хочу и надо!»
Выполнила: Чичасова Оксана Владимировна,
воспитатель МБДОУ "Црр - д/с "Колокольчик"
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грамотности, как результата процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
Представленное игровое пособие составлено с учѐтом реализации интеграции образовательных областей:
Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчѐтливость, практичность и др.) через использование художественной литературы.
Познавательное: совершенствование знания денег; учить использовать математические действия при решении экономических задач.
Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия), «расход». Знакомство детей с понятием «экономия», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между понятиями «хочу» и «надо».
Правила игры: определить, к какому понятию: «хочу» или «надо» относиться предмет, изображенный на карточке, и расположить ее под соответствующее поле (надо) или (хочу).
Материал: игровые купюры, карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим.
Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь
купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
4. Деньги любят счет.
Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
5. Финансы нужно планировать.
Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
7. Не все покупается.
Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
8. Финансы – это интересно и увлекательно!
ВАРИАНТЫ ИГР
Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми.
Для игры используют два поля «Хочу» и «Надо»
А также карточки
Ход игры «Хочу – Надо»
Воспитатель проводит беседу: «Ни одна семья не может обойтись без того, чтобы расходовать деньги. Все, что мы тратим, называется расход.
Но расходы бывают разные: основные – такие, без которых нельзя обойтись. Расходы бывают и не основные, без которых вполне можно обойтись.
А чтобы нам лучше во всем разобраться, предлагаю поиграть в игру «Хочу-надо». Дети подходят к столу, на котором лежат две карточки: на одной написано «Хочу», на другой – «Надо». Рядом лежат предметные картинки: , велосипед, учебники, продукты, конфеты, шоколад, телефон и интернет, шарики, одежда обувь, игрушки, бытовые товары, путешествие, конструктор, парк аттракционов, лекарство, корм для домашних животных ,и т.д). Ребенок выбирает по одной картинке и называет предмет. Затем он должен положить эту картинку на одно из полей, объясняя свой выбор.
В конце называют основные расходы – обязательные, и не основные – не обязательные.
Игра «Что важнее»
Цель: закрепить умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «Жизненно необходимые расходы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в разных жизненных ситуациях.
Задание:
1)Закрыть карточками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши.
2)Объяснить значение предметов, изображенных на рисунках, что осталось. Обсудить их необходимость для человека.
3)Закрыть картинками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись.
Предложить обсудить свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми.
Игра «Нужные покупки»
Цель – закрепить представление детей о деньгах.
Задачи:
Закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
Закрепить представления детей о категориях товаров.
Закреплять понятие «потребность» и «полезность».
Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает «товары» по категориям «хочу» и «надо». Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.
Игра «Потребность – возможность»
Цель – дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.
Задачи:
Дать представление детям о понятии «ресурсы».
Сформировать представления детей о понятии «возможности».
Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.
Ход игры: перед детьми разложены товары с категории «хочу». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «хочу». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат