Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Анализ и интерпретация художественного произведения". Работа №76227

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Анализ и интерпретация художественного произведения"
Работа:

Анализ и интерпретация художественного произведения

 

Основным объектом литературного изучения является произведение , наи-

меньшая единица художественной литературы. Каждое произведение представляет собой нерушимую целостность и завершенность. По мнению А.Есина, " литературное произведение как целое наделено законченным идейным и эстетическим содержанием , в отличии от своих составляющих темы, идеи, сюжета, языка и т.д., которые получают смысл и вообще могут существовать только в системе целого" [5,5 ]. В другом месте этот же исследователь акцентирует : " Художественное произведение — сложное организованное целое, из осмысления этого естественного факта следует необходимость понять внутреннюю структуру произведения, то есть выделить отдельные его составные и осмыслить связь между ними " [5,25]. Для изучения литературного произведения необходимо использовать логическую процедуру, суть которой в условном делении целостности литературного произведения на отдельные компоненты, составные элементы, которые бы рассматривались каждый отдельно и у взаимосвязи с другими. Целью такой процедуры является достижение понимания содержания произведения как эстетического явления, характеристики его своеобразия, места в литературном процессе времени, в котором живет автор. Анализ текста требует знания и понимания специфики художественного творчества, особенности его эстетической составной, структуры литературного произведения. Цель, предметная направленность сознания исследователя, использованные им при этом методы и приемы, определяют конкретные виды анализа художественного произведения.

"Осуществляя анализ литературного произведения, исследователь выбирает методологические принципы (филологический, психоаналитический, герменевтический, психологический, структурный, социологический и т.д.), избегая наложения на него побочных идеологем , стараясь найти адекватный ключ прочтения. От этого зависит, насколько теоретическая модель исследования соответствует отличительному по своей природе литературному произведению" [ 8,64].К этим методологическим принципам (лучше сказать — методов исследования) можно прибавить еще биографический , культурно-исторический , компаративный (сравнительно-

исторический ), формальный, семиотический, рецептивно- эстетический и

т.д. От выбранных методов зависит способ анализа художественного

произведения.

Немного по-другому к методике анализа подходит В.Марко. Для него

" принципы анализа — это общие правила , которые следуют из понимания

природы и сути художественной литературы, правила, которыми

руководствуемся, проводя аналитические операции над произведением"

[9,22]. Самым важным он называет принцип анализа взаимодействия

содержания и формы : "Реализуя этот принцип, необходимо руководство-

ваться правилами : аачинать анализ из составных содержания, переходить

к характеристике средств его воплощения , то есть составных формы , когда

анализ начинаем с рассмотрения составных формы , обязательно нужно

раскрыть их содержательность; нужно помнить , что анализ не самоцель, а

средство приближения к авторскому замыслу, то есть путь к адекватному

прочтению произведения, толкования которого может иметь варианты"

[9;22].Такой подход не есть новым , об этом говорилось еще в монографии

Г.Поспелова 1970года [ См.:11,31-90].

Составными содержания является тема , что включает в себя жизненный

материал художественного произведения , а именно : действия, поступки,

настроение героев; сфера присутствия героя (семья, общество, производ-

ство); время, в которое он живет ; персонажей , с которыми он взаимодей-

ствует. Сюда входят и проблемы , поднятые в произведении , которые могут

быть философскими , социально-бытовыми, этическими, эстетическими и

т.д. К составным содержания необходимо отнести идею произведения.

В.Марко предлагает ее характеризовать таким образом : "1)По ступеням

внедрения:

адейная задумка автора; б)эстетическая оценка изображаемого, или

авторское отношение к изображаемому; в) вывод читателя или исследо-

вателя. 2)По параметрам проблематики : абщечеловеческие проблемы;

боциальные; в)философские; г)моральные; д)религиозные и др.

3)По форме внедрения : аудожественное внедрение (через картины,

предметные детали ); б)показана сразу (лирическими или публицистичес-

кими средствами)" [9, 24].

Составными формы литературного произведения являются композиция,

сюжет , фабула, образы, род, жанр, художественные особенности. К компо-

зиционной составной текста необходимо отнести сам сюжет (хроникальный,

концентричный и смешанный).

К сюжетной составной произведения входит анализ экспозиции , завязка,

развитие действия, кульминация, развязка. Также анализируется сюжет и

фабула.

Обращается внимание на род и жанр произведения. Оцениваются также

художественные особенности: лексика, тропы, синтаксические фигуры,

фоника.

Необходимым условием анализа литературного произведения является

предварительное чтение, иногда и не один раз , новое прочтение отдельных

фрагментов , важных при анализе текста. В. Пахаренко выделяет три этапа

работы над текстом произведения: "1.Первичное ознакомление. Здесь важно

заинтересоваться произведением , эмоционально его воспринять, предста-

вить себе нарисованные картины. Но при этом не сосредотачиваться только

на судьбах или переживаниях главных героев : помним , что перед нами

сложный , разно ярусный текст из целым рядом проблем и мотивов.

2.Общий анализ. Внимание переносится с эмоционально-чувственного на

интеллектуально- аналитическое восприятие ;исследуются художественные

уровни произведения; дается оценка его эстетических качеств. Как раз на

этом этапе поможет привлечение научной и справочной литературы об

авторе и анализированном произведении; положительным будет использо-

вание теоретико-литературных понятий умения классифицировать , сравни-

вать разные составные произведения. 3. Обобщение. Здесь необходимо

"собрать" результаты анализа в общее представление о произведении ;

посмотреть со стороны на художественный мир автора, определить общее

и различное с миром других авторов"[ 10 ,281].

В анализе художественного текста важно избегать политической конью-

ктуры, зависимости от мыслей других, особенно ученых. Главное — необхо-

димо раскрыть объективное содержание литературного произведения и

прежде всего — его эстетическую стоимость , место в литературном

процессе времени.

Разновидности анализа художественного произведения

В литературоведении существует несколько разновидностей (видов, способов,

подходов) анализа художественного текста.

В.Марко называет такие: социологический, психологический, эстети-

ческий, формальный, биографический, сравнительный, структурный,

половой [ cм.:9,23-25]. Каждая из этих разновидностей анализа имеет свою

специфику. Рассмотрим некоторые из них. Социологический предусматри-

вает изучение произведения в идеологическом плане. Известный литерату-

ровед С.Ефремов во вступлении к своей работе "История украинской пись-

менности" писал : "История письменности есть история идей, а не книг, и

поэтому из произведений письменности в нее могут входить только те, кото-

рые составляют неминуемый этап в идейном процессе литературного разви-

тия"[ 6, 27]. Психологическая разновидность анализа предполагает изучение

психологизма в художественных произведениях, душевного состояния героя

(героев) в разных ситуациях и обстоятельствах. Формальная разновидность

требует сосредоточения внимания литературоведа на форме художествен-

ного произведения. Биографическая разновидность старается толковать

текст, опираясь на факты жизни писателя.

В. Пахаренко пишет о сюжетной , проблемной и системной разновид-

ности анализа[ См.:10,281-282].Сюжетная разновидность анализа

предусматривает раскрытие сюжета художественного произведения, опреде-

ления жанровой специфики , композиции , образной системы , стиля. Проб-

лемная состоит в определении доминантных проблем , поднятых в тексте ,

при этом не остаются в стороне специфика жанра , композиция, стиль, язык,

образы. "Эффективный, точный, хоть и сложный системный анализ , кото-

рый предусматривает рассмотрение произведения как художественной сис-

темы целостности"[ 10, 282]. М.Гиршман предлагает целостный анализ

художественного произведения: "О целостном анализе все чаще идет речь в

литературоведческих работах последнего времени. Вместе с этим подаются

сомнения в правомерности этого оксюморонного объединения : ведь понятие

"анализ" несомненно предусматривает деление , обращение к отдельным

элементам , частям и т.д. В связи с этим важно выделить , что целостный

анализ не противопоставляется необходимости аналитического деления и не

означает , что единственно возможным объектом его является сразу все

произведение. Точно так же определение "целостный" не связано с каким-то

особенным путем или способом анализа (за развитием действия, "вослед за

автором)" [ 3,26].

Ю.Лотман тоже рассматривает структурный анализ художественного

текста. В его основе находится взгляд на текст как на сложную структуру ,

каждый составной элемент которой имеет разного рода взаимосвязи между

собой и целым, а само произведение рассматривается как самостоятельная

целостность. А.Градовский предлагает компаративный анализ произведения

[4]. "Традиционная проблематика компаративистики сосредоточена прежде

всего во владении межлитературных взаимосвязей и взаимодействий"[1 ,10].

Компаративный анализ предусматривает определение влияния одного писа-

теля на другого, вовлечение для сравнения текстов , которые написаны на

разных языках. "Рассматривая международные связи литературы с времен

Киевской Руси и до наших дней как систему , отмечал А.Градовский ,

предлагая собственный опыт компаративного анализа,мы хотим опреде-

лить их роль и значение в разные эпохи истории народа и развития его

культуры. При этом , рядом с подачей разных форм связей и историко-

генетических связей , особое место занимает раскрытие типологических

явлений литературного процесса на разных уровнях : тематика и проблема-

тика художественных произведений , жанровая и стилистическая специфика,

направления и течения в литературах и другие типологические сходства как

выявление общности исторического и духовного развития народов мира"

[4 ,22]. Но начиная со второй половины ХХ века в литературоведении все

чаще стали говорить о переходе от анализа к синтезу , что давало возмож-

ность углубиться в содержательную целостность художественного произве-

дения, то есть речь идет об интерпретации.

Понятие об интерпретации

Интерпретация (от лат. interpretatio -пояснение ) это исследовательская

деятельность , которая непосредственно связана с толкованием содержатель-

ной. смысловой стороны художественного текста на разных его структурных

уровнях. Предметом интерпретации может быть любой элемент

литературного произведения (отдельные слова, предложения , тропы,

фигуры, персонажи, мотивы и т.д.), которые взяты из контекста или

соотносятся с внетекстовой информацией. Также это могут быть художест-

венные произведения как определенная целостность , когда в них и за

пределами идет декодировка того скрытого , закодированного, завуалиро-

ванного, что объединяет все эти компоненты в единое целое и делает текст

неповторимым , оригинальным.

Теоретические проблемы интерпретации стали популярным предметом

дискуссий в 70-80гг.прошлого века, в основе которых вырисовывается три

позиции : 1)объективистская. Ее суть в том, что определяющим является

значение , которое дает собственному произведению сам автор (Е.Гирш,

П.Югл, М.Абрамс); 2)субъективистская. Здесь главным является относитель-

ность значения текста. Не текст детерминирует интерпретацию, а она сама

является продолжением текста( С.Фиш). 3)Рациональная. Смысл

литературного произведения выходит либо из диалога (М.Бахтин), либо из

интеракции (В.Изер, Ю.Кристева) между самим текстом и его

употребителем реципиентом.

Начало XXI века дало множество работ по проблеме герменевтики и

литературной интерпретации текста. Польский исследователь Л.Врубель в

связи с этим точно сказал : "Если действительно сначала было слово, то, вне

сомнения , именно герменевтика (во всех своих проявлениях ) в первую

очередь дает к нему подступиться человеку. В той степени, в которой

человек является умной особью , он является в одночасье герменевтом"

[2, 113].

По мнению О.Чиркова, "искусство интерпретации ...является реализа-

цией художественной воли писателя к личностному , субъективному к трак-

товке всего, что находится в поле зрения творца. И в этом есть свой смысл

и своя правда : субъективное, которое лежит в основе любой художественной

интерпретации , является действительно творческой и творящей силой , а

субъективно- авторский "произвол"функционирующим источником

искусства. Искусства личностей искусства интерпретаций" [7 ,11].

Литература

1.Будний В., Ильницкий М. Сравнительное литературоведение : Учебник.—

К.: Издом "Киево-Могилянская академия", 2008.—430с.

2.Врубель Лукашерменевтика // Литература. Теория. Методология ер. с

польск. С.Яковенко / Сост. и научед. Д.Улицкая. К.: Издом "Киево-

Могилянская академия", 2006. С.56-113.

3. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С.Пушкина,

М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева : Учеб. пособие для педн-ов. М.:

Высш. школа, 1981.111с.

4.Градовский А. Компаративный анализ в системе школьного курса

литературы : методология и методика. Черкассы : Брама,2003.292с.

5.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения :

Учебное пособие .3-е изд. М.:Флинта, Наука,2000. 248с.

6. Ефремов Сергей. История украинской письменности. К.: Фемина, 1995.

с.660 .

7.Литературное произведение: пути исследования поэтики // Сборник

статей / Под ред. проф. О.С.Чиркова. Житомир : Полесье, 2006.220с.

8.Литературоведческая энциклопедия : В двух томах .Т.2 / Авт.-сост.

Ю.И.Ковалив . К.: ВЦ "Академия", 2007. 624с.

9.Марко В.П.Дороги к тайне слова: Литературоведческие и методические

студии. Учебное пособие.Кировоград, Степь,2007. 264с.

10.Пахаренко В.И. Основы теории литературы. К.: Генеза, 2007. 296с.

11.Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М., Изд-во Моск. ун-та,

1970. 330с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X