Анализ и интерпретация художественного произведения
Основным объектом литературного изучения является произведение , наи-
меньшая единица художественной литературы. Каждое произведение представляет собой нерушимую целостность и завершенность. По мнению А.Есина, " литературное произведение как целое наделено законченным идейным и эстетическим содержанием , в отличии от своих составляющих —темы, идеи, сюжета, языка и т.д., которые получают смысл и вообще могут существовать только в системе целого" [5,5 ]. В другом месте этот же исследователь акцентирует : " Художественное произведение — сложное организованное целое, из осмысления этого естественного факта следует необходимость понять внутреннюю структуру произведения, то есть выделить отдельные его составные и осмыслить связь между ними " [5,25]. Для изучения литературного произведения необходимо использовать логическую процедуру, суть которой в условном делении целостности литературного произведения на отдельные компоненты, составные элементы, которые бы рассматривались каждый отдельно и у взаимосвязи с другими. Целью такой процедуры является достижение понимания содержания произведения как эстетического явления, характеристики его своеобразия, места в литературном процессе времени, в котором живет автор. Анализ текста требует знания и понимания специфики художественного творчества, особенности его эстетической составной, структуры литературного произведения. Цель, предметная направленность сознания исследователя, использованные им при этом методы и приемы, определяют конкретные виды анализа художественного произведения.
"Осуществляя анализ литературного произведения, исследователь выбирает методологические принципы (филологический, психоаналитический, герменевтический, психологический, структурный, социологический и т.д.), избегая наложения на него побочных идеологем , стараясь найти адекватный ключ прочтения. От этого зависит, насколько теоретическая модель исследования соответствует отличительному по своей природе литературному произведению" [ 8,64].К этим методологическим принципам (лучше сказать — методов исследования) можно прибавить еще биографический , культурно-исторический , компаративный (сравнительно-
исторический ), формальный, семиотический, рецептивно- эстетический и
т.д. От выбранных методов зависит способ анализа художественного
произведения.
Немного по-другому к методике анализа подходит В.Марко. Для него
" принципы анализа — это общие правила , которые следуют из понимания
природы и сути художественной литературы, правила, которыми
руководствуемся, проводя аналитические операции над произведением"
[9,22]. Самым важным он называет принцип анализа взаимодействия
содержания и формы : "Реализуя этот принцип, необходимо руководство-
ваться правилами : а)начинать анализ из составных содержания, переходить
к характеристике средств его воплощения , то есть составных формы , когда
анализ начинаем с рассмотрения составных формы , обязательно нужно
раскрыть их содержательность; нужно помнить , что анализ не самоцель, а
средство приближения к авторскому замыслу, то есть путь к адекватному
прочтению произведения, толкования которого может иметь варианты"
[9;22].Такой подход не есть новым , об этом говорилось еще в монографии
Г.Поспелова 1970года [ См.:11,31-90].
Составными содержания является тема , что включает в себя жизненный
материал художественного произведения , а именно : действия, поступки,
настроение героев; сфера присутствия героя (семья, общество, производ-
ство); время, в которое он живет ; персонажей , с которыми он взаимодей-
ствует. Сюда входят и проблемы , поднятые в произведении , которые могут
быть философскими , социально-бытовыми, этическими, эстетическими и
т.д. К составным содержания необходимо отнести идею произведения.
В.Марко предлагает ее характеризовать таким образом : "1)По ступеням
внедрения:
а)идейная задумка автора; б)эстетическая оценка изображаемого, или
авторское отношение к изображаемому; в) вывод читателя или исследо-
вателя. 2)По параметрам проблематики : а)общечеловеческие проблемы;
б)социальные; в)философские; г)моральные; д)религиозные и др.
3)По форме внедрения : а)художественное внедрение (через картины,
предметные детали ); б)показана сразу (лирическими или публицистичес-
кими средствами)" [9, 24].
Составными формы литературного произведения являются композиция,
сюжет , фабула, образы, род, жанр, художественные особенности. К компо-
зиционной составной текста необходимо отнести сам сюжет (хроникальный,
концентричный и смешанный).
К сюжетной составной произведения входит анализ экспозиции , завязка,
развитие действия, кульминация, развязка. Также анализируется сюжет и
фабула.
Обращается внимание на род и жанр произведения. Оцениваются также
художественные особенности: лексика, тропы, синтаксические фигуры,
фоника.
Необходимым условием анализа литературного произведения является
предварительное чтение, иногда и не один раз , новое прочтение отдельных
фрагментов , важных при анализе текста. В. Пахаренко выделяет три этапа
работы над текстом произведения: "1.Первичное ознакомление. Здесь важно
заинтересоваться произведением , эмоционально его воспринять, предста-
вить себе нарисованные картины. Но при этом не сосредотачиваться только
на судьбах или переживаниях главных героев : помним , что перед нами
сложный , разно ярусный текст из целым рядом проблем и мотивов.
2.Общий анализ. Внимание переносится с эмоционально-чувственного на
интеллектуально- аналитическое восприятие ;исследуются художественные
уровни произведения; дается оценка его эстетических качеств. Как раз на
этом этапе поможет привлечение научной и справочной литературы об
авторе и анализированном произведении; положительным будет использо-
вание теоретико-литературных понятий умения классифицировать , сравни-
вать разные составные произведения. 3. Обобщение. Здесь необходимо
"собрать" результаты анализа в общее представление о произведении ;
посмотреть со стороны на художественный мир автора, определить общее
и различное с миром других авторов"[ 10 ,281].
В анализе художественного текста важно избегать политической конью-
ктуры, зависимости от мыслей других, особенно ученых. Главное — необхо-
димо раскрыть объективное содержание литературного произведения и
прежде всего — его эстетическую стоимость , место в литературном
процессе времени.
Разновидности анализа художественного произведения
В литературоведении существует несколько разновидностей (видов, способов,
подходов) анализа художественного текста.
В.Марко называет такие: социологический, психологический, эстети-
ческий, формальный, биографический, сравнительный, структурный,
половой [ cм.:9,23-25]. Каждая из этих разновидностей анализа имеет свою
специфику. Рассмотрим некоторые из них. Социологический предусматри-
вает изучение произведения в идеологическом плане. Известный литерату-
ровед С.Ефремов во вступлении к своей работе "История украинской пись-
менности" — писал : "История письменности есть история идей, а не книг, и
поэтому из произведений письменности в нее могут входить только те, кото-
рые составляют неминуемый этап в идейном процессе литературного разви-
тия"[ 6, 27]. Психологическая разновидность анализа предполагает изучение
психологизма в художественных произведениях, душевного состояния героя
(героев) в разных ситуациях и обстоятельствах. Формальная разновидность
требует сосредоточения внимания литературоведа на форме художествен-
ного произведения. Биографическая разновидность старается толковать
текст, опираясь на факты жизни писателя.
В. Пахаренко пишет о сюжетной , проблемной и системной разновид-
ности анализа[ См.:10,281-282].Сюжетная разновидность анализа
предусматривает раскрытие сюжета художественного произведения, опреде-
ления жанровой специфики , композиции , образной системы , стиля. Проб-
лемная состоит в определении доминантных проблем , поднятых в тексте ,
при этом не остаются в стороне специфика жанра , композиция, стиль, язык,
образы. "Эффективный, точный, хоть и сложный —системный анализ , кото-
рый предусматривает рассмотрение произведения как художественной сис-
темы целостности"[ 10, 282]. М.Гиршман предлагает целостный анализ
художественного произведения: "О целостном анализе все чаще идет речь в
литературоведческих работах последнего времени. Вместе с этим подаются
сомнения в правомерности этого оксюморонного объединения : ведь понятие
"анализ" несомненно предусматривает деление , обращение к отдельным
элементам , частям и т.д. В связи с этим важно выделить , что целостный
анализ не противопоставляется необходимости аналитического деления и не
означает , что единственно возможным объектом его является сразу все
произведение. Точно так же определение "целостный" не связано с каким-то
особенным путем или способом анализа (за развитием действия, "вослед за
автором)" [ 3,26].
Ю.Лотман тоже рассматривает структурный анализ художественного
текста. В его основе находится взгляд на текст как на сложную структуру ,
каждый составной элемент которой имеет разного рода взаимосвязи между
собой и целым, а само произведение рассматривается как самостоятельная
целостность. А.Градовский предлагает компаративный анализ произведения
[4]. "Традиционная проблематика компаративистики сосредоточена прежде
всего во владении межлитературных взаимосвязей и взаимодействий"[1 ,10].
Компаративный анализ предусматривает определение влияния одного писа-
теля на другого, вовлечение для сравнения текстов , которые написаны на
разных языках. "Рассматривая международные связи литературы с времен
Киевской Руси и до наших дней как систему ,— отмечал А.Градовский ,
предлагая собственный опыт компаративного анализа,—мы хотим опреде-
лить их роль и значение в разные эпохи истории народа и развития его
культуры. При этом , рядом с подачей разных форм связей и историко-
генетических связей , особое место занимает раскрытие типологических
явлений литературного процесса на разных уровнях : тематика и проблема-
тика художественных произведений , жанровая и стилистическая специфика,
направления и течения в литературах и другие типологические сходства как
выявление общности исторического и духовного развития народов мира"
[4 ,22]. Но начиная со второй половины ХХ века в литературоведении все
чаще стали говорить о переходе от анализа к синтезу , что давало возмож-
ность углубиться в содержательную целостность художественного произве-
дения, то есть речь идет об интерпретации.
Понятие об интерпретации
Интерпретация (от лат. interpretatio -пояснение ) —это исследовательская
деятельность , которая непосредственно связана с толкованием содержатель-
ной. смысловой стороны художественного текста на разных его структурных
уровнях. Предметом интерпретации может быть любой элемент
литературного произведения (отдельные слова, предложения , тропы,
фигуры, персонажи, мотивы и т.д.), которые взяты из контекста или
соотносятся с внетекстовой информацией. Также это могут быть художест-
венные произведения как определенная целостность , когда в них и за
пределами идет декодировка того скрытого , закодированного, завуалиро-
ванного, что объединяет все эти компоненты в единое целое и делает текст
неповторимым , оригинальным.
Теоретические проблемы интерпретации стали популярным предметом
дискуссий в 70-80гг.прошлого века, в основе которых вырисовывается три
позиции : 1)объективистская. Ее суть в том, что определяющим является
значение , которое дает собственному произведению сам автор (Е.Гирш,
П.Югл, М.Абрамс); 2)субъективистская. Здесь главным является относитель-
ность значения текста. Не текст детерминирует интерпретацию, а она сама
является продолжением текста( С.Фиш). 3)Рациональная. Смысл
литературного произведения выходит либо из диалога (М.Бахтин), либо из
интеракции (В.Изер, Ю.Кристева) между самим текстом и его
употребителем — реципиентом.
Начало XXI века дало множество работ по проблеме герменевтики и
литературной интерпретации текста. Польский исследователь Л.Врубель в
связи с этим точно сказал : "Если действительно сначала было слово, то, вне
сомнения , именно герменевтика (во всех своих проявлениях ) в первую
очередь дает к нему подступиться человеку. В той степени, в которой
человек является умной особью , он является в одночасье герменевтом"
[2, 113].
По мнению О.Чиркова, "искусство интерпретации ...является реализа-
цией художественной воли писателя к личностному , субъективному к трак-
товке всего, что находится в поле зрения творца. И в этом есть свой смысл
и своя правда : субъективное, которое лежит в основе любой художественной
интерпретации , является действительно творческой и творящей силой , а
субъективно- авторский "произвол"—функционирующим источником
искусства. Искусства личностей — искусства интерпретаций" [7 ,11].
Литература
1.Будний В., Ильницкий М. Сравнительное литературоведение : Учебник.—
К.: Изд.дом "Киево-Могилянская академия", 2008.—430с.
2.Врубель Лукаш.Герменевтика // Литература. Теория. Методология :Пер. с
польск. С.Яковенко / Сост. и науч.ред. Д.Улицкая.— К.: Изд.дом "Киево-
Могилянская академия", 2006.— С.56-113.
3. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С.Пушкина,
М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева : Учеб. пособие для пед.ин-ов.— М.:
Высш. школа, 1981.— 111с.
4.Градовский А. Компаративный анализ в системе школьного курса
литературы : методология и методика. —Черкассы : Брама,2003.— 292с.
5.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения :
Учебное пособие .— 3-е изд.— М.:Флинта, Наука,2000.— 248с.
6. Ефремов Сергей. История украинской письменности.— К.: Фемина, 1995.
—с.660 .
7.Литературное произведение: пути исследования поэтики // Сборник
статей / Под ред. проф. О.С.Чиркова. —Житомир : Полесье, 2006.— 220с.
8.Литературоведческая энциклопедия : В двух томах .Т.2 / Авт.-сост.
Ю.И.Ковалив .— К.: ВЦ "Академия", 2007. —624с.
9.Марко В.П.Дороги к тайне слова: Литературоведческие и методические
студии. Учебное пособие.— Кировоград, Степь,2007.— 264с.
10.Пахаренко В.И. Основы теории литературы. —К.: Генеза, 2007. —296с.
11.Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. —М., Изд-во Моск. ун-та,
1970. —330с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат