ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
П. М. Магомедова, М. М. Вагабова, К. М. Камилова
Современные глобальные изменения в социокультурном пространстве затрагивают все аспекты жизнедеятельности человека. В качестве основных причин кризиса экологической ситуации выступают социальные воздействия на окружающую природную среду. Поэтому необходимо формирование у подрастающего поколения ценностной системы взглядов на мир и место человека в нем.
Актуальность формирования экологического мировоззрения усиливается противоречивыми тенденциями. Разрешение данных противоречий обусловлено необходимостью сохранения благоприятных условий среды жизни человечества, здоровья каждого человека, потенциала природы и общества для дальнейшего устойчивого социального развития. Эффективность решения возникающих социально-экологических проблем определяется степенью подготовленности молодежи, усвоенным ею позитивным опытом взаимодействия с природой, сформированностью основ экологического мировоззрения.
В педагогическую науку понятие «экологическое мировоззрение» вошло благодаря работам таких ученых, как А.Н. Захлебный, И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова. Оно отражает единую систему взглядов отдельного субъекта на целостный объект - окружающий мир и основано на понимании целостности и всеобщей взаимосвязи экологических процессов и явлений природы, роли и места человека в этой саморазвивающейся системе мироздания.
Вопросы формирования экологического мировоззрения младших школьников возможно решать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Являясь важной составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, она создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Быть истинным патриотом своего Отечества немыслимо без любви к родной природе. Перед нашим многонациональным государством в современных условиях стоит задача выработки такого содержания патриотического воспитания, которое в наибольшей степени будет способствовать воспитанию патриотов. Необходимо понимать, что чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть воспитаны в человеке семьёй, школой, системой образования. Патриотическое воспитание в настоящее время должно опираться на духовные традиции родного народа, опыт предшествующих поколений, вековую историю России и конкретного региона. Именно поэтому важно обратиться к изучению в начальной школе особенностей культурного наследия родного края, чтобы воспитать истинных граждан своей страны и сохранить единство народов России.
Цель такой деятельности: духовно-нравственное развитие и становление личности младшего школьника в условиях культурного многообразия РФ. Важно сформировать знания и представления у школьников о родном крае, любви к своей малой Родине, развивать познавательный интерес к изучению истории и культуры родного края; воспитывать чувство патриотизма, укреплять их физическое и психоэмоциональное здоровье, формирование навыки здорового и безопасного образа жизни, основ экологического мировоззрения; формирование личности с активной гражданской позицией и высокой нравственной культурой учащихся; вовлекать обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую деятельность.
Основные принципы построения внеурочной деятельности:
-краеведческий принцип предполагает использование в образовательных целях культурного наследия региона,
-поликультурный принцип рассматривается как педагогический норматив приобщения подрастающего поколения к этнической, общенациональной и мировой культуре в целях формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде.
-принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание учебного процесса, внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
-принцип идентификации (персонификации).
-принцип диалогического общения.
Освоение материала при формировании экологического мировоззрения младших школьников во внеурочной деятельности строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, экскурсия и т.д. Основным критерием результативности является критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой и большой родины.
У учащихся должны быть сформированы: основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, ценностям природы.
Эффективно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально сформировать и развить, в частности, основы экологического мировоззрения младших школьников. Конечной целью формирования экологического мировоззрения является понимание современными школьниками необходимости беречь и защищать природу как основу жизни и благополучия нынешнего и последующих поколений.
Библиографический список
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение. – 2011. – 223 с.
Давлетшина
, Л.Х. Формирование экологической культуры младших школьников: духовно-нравственный аспект:
автореф
.
дис
… канд.
пед
. наук: 13.00.01/Л.Х.
Давлетшина
. - М., 2015. -26 с.
ФГОС
// www.standart.edu.ru
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат