Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Практика развивающего обучения. Из опыта работы учителя математики Сямиуллиной Н.В. МАОУ "Школа №111" Автозаводского района города Нижнего Новгорода.. Работа №76300

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Практика развивающего обучения. Из опыта работы учителя математики Сямиуллиной Н.В. МАОУ "Школа №111" Автозаводского района города Нижнего Новгорода.
Работа:
Практика развивающего обучения. Из опыта работы учителя математики высшей категории Н.В. Сямиуллиной МАОУ Школа №111 Автозаводского района города Нижнего Новгорода.
В 1990 году я окончила Горьковский государственный педагогический институт им. М. Горького по специальности математика.
Я очень люблю свою профессию. Мне ближе профессиональная позиция научить можно лишь тому, что любишь (И.Гёте). Профессия учителя очень важная. Она вне времени, вне географии. На учителе лежит большая ответственность за формирование молодого поколения, будущего страны. Профессия учителя позволяет выявить и реализовать творческий потенциал. Учитель - это и организатор, и художник, и артист, и поэт и психолог. Люблю находиться в атмосфере детского коллектива, требовательного, но благодарного, щедрого на эмоции. Жизнь учителя наполнена незаурядными событиями. Мои жизненные принципы - личностный рост, профессионализм, свой собственный стиль (подчерк). Мои увлечения – чтение, дизайн.
Школа будущего – это школа, одной из главных задач которой сформировать у учащихся умение учиться. Знания, получаемые в школе, тесно связанные непосредственно с практикой, не передаются в готовом виде, а строятся самими учащимися в процессе познавательской, исследовательской деятельности. Это школа с межпредметным изучением сложных ситуаций реальной жизни. Это школа, формирующая качества личности, обеспечивающие социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения, способность к умственному эксперименту. При этом на определённых уровнях своего развития воспитание переходит в самовоспитание, обучение в самообучение и образование в процесс самообразования.
Самообразование было несовместимо с традиционным школьным обучением, а в новых педагогических технологиях оно является необходимой основой и требует к себе пристального внимания. Деятельность учащихся по самообразованию, саморазвитию и самооцениванию должна быть целенаправленной, она должна быть организована наиболее рациональным способом – технологизирована. Успешная учебная деятельность и результативное управление учебным процессом возможны только на основе мониторинга состояния и движения усвоения изучаемого материала и развития учебной деятельности.
В отслеживании предметных знаний школьников необходимо делать акцент на установление причин возможных неудач ребёнка с последующей индивидуальной коррекцией его действий для ликвидации выявленных отклонений в развитии и знаниях учащегося. Вся существующая в традиционном обучении система проверочных работ носит констатирующий характер (знает - не знает). Отсутствие правильно и вовремя поставленного диагноза приводит к тому, что мы не можем правильно провести коррекцию своих действий, отсюда в большей степени работаем на ощупь, вслепую.
Отсюда вывод - учебную математическую деятельность учащихся необходимо рассматривать как средство развития личности учащегося и она должна сопровождаться разработкой системы заданий для входной, промежуточной и выходной диагностик. Такой подход позволяет учителю получать более своевременную и точную информацию о состоянии учебной деятельности учащихся, что делает процесс управления этой деятельностью более эффективным.
Структуру диагностической деятельности учителя можно представить в виде схемы 1.
Схема 1. Модель диагностической деятельности учителя.
Рассмотрим диагностическую деятельность учителя на примере темы 6 класса Преобразования буквенных выражений.
Выбор данной темы обусловлен тем, что она является базовой, носит пропедевтический характер, её качественное изучение очень важно для дальнейшего изучения математики.
Приступая к работе, я провела логико-дидактический анализ учебного материала. Выделила две группы объектов диагностики: усвоение содержания и формирование личностных качеств. Распределила учебный материал по урокам, выделила контрольные точки (этапы диагностики) так, чтобы отследить динамику объектов диагностики. Разработала диагностические работы. Важно продумать, как будет происходить сам процесс диагностирования. В момент диагностирования учащимся необходимо дать инструкцию, где писать решение, обговорить время выполнения задания. Описать действия ученика во время и после выполнения заданий работы. Продумать сбор ученических работ, способ предъявления правильных ответов, шкалу оценки в баллах, вопросы для обсуждения и способы фиксации результатов.
Результаты оценивания диагностических работ заносятся в специальные диагностические карты умений учащихся (см. таблицу 1). Основными значками для фиксации результатов являются знаки + и - , обозначающие уровень освоения каждого умения в отдельности. Подобная карта находится у учащихся. Числа в графах обозначают дни, когда были самостоятельные работы, а также номера глав и параграфов, соответствующих тем в учебнике. Горизонтальные графы заполняются по мере изучения темы.
Таблица 1.
Карта учёта моих знаний и умений по теме.
Фамилия, имя__________________________
Класс _________________________________
Учебный год___________________________
.
№ п/п
Название умений и знаний
11.12.
ВД(2.17)
14.12.
ТД 1 (2.17)
1
Умножение двух чисел с разными знаками
-
+
2
Умножение двух чисел с одинаковыми знаками
+
+
Как правило, самостоятельные работы в традиции используются, прежде всего, именно для накопления отметок. Задача диагностических работ: определение самими учащимися уровня усвоения предложенного материала, выработка самоконтроля и самооценки. Желательно оценки за ТД в журнал не выставлять. Если выставлять все оценки в журнал, это приведёт к снижению четвертной оценки. Ребенку при таком подходе не даётся ни право на ошибку, ни право на её исправление.
Оценить прогресс или регресс в усвоении умения можно только, если это умение встретилось в диагностике как минимум два раза, например в ТД и на КР. Исправить пробелы можно при выполнении работы над ошибками со всем классом вместе, разбирая наиболее типичные ошибки у доски. Можно каждому ребёнку к основной общей части домашнего задания добавить индивидуальную часть, чтобы он мог ликвидировать свой пробел.
С помощью линеечек можно предельно лаконично оценить всё, что подлежит оцениванию в терминах больше – меньше. Самооценка с помощью линеечек может быть двух типов – ретроспективная (обращение в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).
Прогностическая самооценка – это оценка предстоящей работы. Её смысл заключается в том, что надо учиться рассчитывать свои силы. Ребёнок оценивает свои силы до выполнения работы, ставит свой крестик на линеечке. Дети поначалу долго думают над каждой линеечкой, но при регулярном самооценивании справляются с этим очень быстро.
Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы. Она проще, чем прогностическая оценка, поэтому формирование самооценки следует начинать с неё. Выделяют два шага формирования ретроспективной оценки:
шаг первый: ребёнок оценивает свою работу после её выполнения, до учительской проверки, такая ретроспективная самооценка, прежде всего, стимулирует ученика к самоконтролю;
шаг второй: ребёнок оценивает свою работу после того, как учитель её проверил, то есть исправил ошибки, но без учительской оценки. Около детского крестика на линеечке учитель ставит свой крестик. Если самооценка ребёнка и учителя совпадают, учитель обводит детский крестик красной ручкой. Расхождения учительской и детской оценок учитель обсуждает со всем классом или индивидуально.
Каковы бы ни были результаты первой работы, они могут быть качественно оценены только в сравнении со следующей работой. Если ребёнок имеет возможность сравнивать свои сегодняшние достижения со вчерашними и позавчерашними, то у него появляется надёжное основание для самоуважения, сознательного и оптимистичного отношения к себе, к своему учебному труду. С этой целью детям было предложено составить оценочный лист.
На нём наглядно видно продвижение ребёнка по предмету.
Оценочный лист 1. Динамика изменений моих знаний по математике
ученика ____________ класса школы № ___________
______________________________________________
Тема 1:________________________________________
Выполнил
Есть затруднения
Не выполнил
ТД1 ТД2 ТД3 СР
Условные обозначения:
1 операция _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
2 операция ________________________________
Линеечки как инструмент оценки и самооценки имеют множество достоинств и один существенный недостаток трудно сравнить все линеечки в течение года ещё труднее осуществлять сравнение на протяжении ряда лет.
Проанализируем результаты контрольных работ по математике в 6 классе. Процент качества за четвёртую контрольную работу составляет - 62 %, а за пятую контрольную работу - 94 %. Результат хороший. Процент качества вырос от одной контрольной работы к другой на 32 %.
На основании анализа анкет, предложенных учащимся, можно сделать вывод, что диагностическая деятельность на уроках математики привела к повышению интереса к предмету и повышению мотивации к обучению математике в 6 классе.
Итак, если в процессе обучения математики вести постоянную диагностику изменений личности учащегося, происходящих в процессе выполнения им учебной математической деятельности, предоставить возможность самодиагностики и последующей коррекции можно добиться эффективных результатов обучения и развития учащихся. Что получит своё выражение в их математической грамотности и компетентности.
Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова/Из опыта работы ЭУК Школа развития. _ М.: ЦПРО Развитие личности, 1998.
Перевощикова Е.Н. Диагностика в процессе обучения математике: Монография. – Н.Новгород: НГПУ,2010.
Галина Цукерман Оценка без отметки. Педагогический центр Эксперимент. Москва – Рига, 1999.
Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова/Из опыта работы ЭУК Школа развития. _ М.: ЦПРО Развитие личности, 1998.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X