Работая со своими малышами, я обратила внимание, что у многих из них плохо развита мелкая моторика рук. Почему же так важно её развивать?
Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д., а ведь еще Василий Александрович Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
В ходе проведения специальных игр и упражнений развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Какие упражнения помогут ребёнку усовершенствовать свои навыки?
В своей работе я использую не только стандартные дидактические игры, но и игровые пособия и дидактические игры сделанные своими руками.
Игры с прищепками. (Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки; развивать хватание, силы рук, дифференцированные движения пальцев рук.
1.Чтобы игра была интересной для ребенка, можно предложить прикрепить прищепки на конструктор, т. е взять конструктор под цвет прищепок, и попросить сортировать их по цвету, затем снять и сложить их в ведерко.
2. Если прикрепить прищепки к желтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками у него на спине.
3. Также игра «Кто, что ест». Задача малыша – посадить зверей так, чтобы они сытно пообедали. Т.е., например, собачку к косточке, кошку к рыбке и т.д.
Игры с резинками
1.По образцу ребенку нужно надеть резиночки на пальчики. Тренируется память, цветовосприятие, работа пальчиков.
2. Также с помощью резинок можно выложить картину или даже сюжет, также можно рассортировать их по цвету.
3. «В плену резинок». Надеваем резинки на игрушку, отдаем ребенку, его задача освободить ее. Развивается внимание, логическое мышление, внимательность.
Сортировка предметов
Развитие хватательных движений—хватание щепотью или двумя пальцами (большим и указательным).
1. Ребенку предлагают перемешанные в одной коробке например пуговицы, бусины, крышки и т д, их ребенок раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме). Можно это делать и с природным материалом.
Игры с сыпучими материалами развивают осязание, а манипуляции с ними развивают хватание, соотносящие движения рук.
1. «Найди овощи». Детям предлагается отыскать овощи и рассортировать в нужные ящики. ( т. е по сути так называемые «сухой бассейн», также я использовала контейнеры от шоколадных яиц).
2. Также можно предложить ребенку пересыпать крупу или песок руками, зарывать («прятать») руки в песок или крупу, можно даже рисовать. Получаемые в процессе таких занятий тактильные ощущения также положительно влияют на развитие рук.
3. Для следующей игры нам понадобились бумага, фломастер, макароны, рисуем на бумаге различные линии и просим ребенка выложить ровно на них макароны или другую крупу.
Я представила вашему вниманию совсем малую часть игр, которые использую в своей работе.
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы, можно прийти к следующему заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат