РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Кононова Наталия Сергеевна, учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 1861 «Загорье», г. Москва
Аннотация. В статье рассматривается важность и методы развития функциональной грамотности у младших школьников на уроках математики. Под функциональной грамотностью понимается способность ученика применять полученные знания и умения для решения реальных задач в повседневной жизни. Статья включает в себя примеры эффективных приемов, которые можно использовать на уроках математики для развития этой компетенции у детей начальных классов.
Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, математика, образовательные технологии, решение задач, компетенции.
Развитие функциональной грамотности у младших школьников является одной из важнейших задач современного образования. Математика, как базовый предмет школьной программы, предоставляет широкие возможности для формирования у детей навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе. Под функциональной грамотностью понимается способность применять знания и умения в реальных жизненных ситуациях. На уроках математики можно не только развивать логическое и аналитическое мышление, но и учить детей использовать полученные знания для решения задач, которые выходят за рамки школьного контекста.
Важным аспектом развития функциональной грамотности является формирование у школьников умения применять математические знания для решения практических задач. Систематическое использование примеров, приближенных к реальной жизни, помогает детям понять, что математика — это не абстракция, а инструмент для решения различных задач. Применение математики в реальных условиях позволяет учащимся почувствовать значимость знаний и развить интерес к предмету. Это способствует не только лучшему усвоению материала, но и формированию у ребенка уверенности в своих силах.
Например, можно предложить детям задачу, связанную с покупками в магазине, где им нужно будет рассчитать цену нескольких товаров с учетом скидок или налога. Задание: В магазине на распродаже продаются три товара. Первый товар стоит 200 рублей, второй — 150 рублей, третий — 300 рублей. На каждый товар действует скидка 10%. Ученики должны рассчитать, сколько будет стоить каждый товар со скидкой и сколько в сумме нужно заплатить за все три товара. Это задание не только помогает детям закрепить навыки вычислений, но и учит их оценивать экономические ситуации и делать обоснованный выбор в условиях ограниченного бюджета.
Также важно привлекать детей к решению задач, связанных с измерениями, планированием и расчетами времени. Например, ученики могут быть вовлечены в проектную деятельность, где им предстоит спланировать покупку материалов для школьного проекта или рассчитать время на выполнение нескольких заданий. Задание: Ученикам предстоит рассчитать, сколько времени потребуется для выполнения нескольких заданий на уроке: решить 10 примеров, прочитать текст, подготовить проект. Они должны составить расписание с учетом времени, которое они могут потратить на каждое задание. Это помогает развить у школьников навыки планирования времени и распределения усилий.
Интеграция математики с другими школьными предметами также способствует развитию функциональной грамотности. На уроках математики можно использовать элементы других дисциплин, например, географию или окружающий мир. Например, для изучения понятий "площадь" и "периметр" можно использовать карту школы, на которой дети будут вычислять размеры помещений или площади участка, расположенного на школьном дворе. Задание: На уроке математики ученикам можно предложить задание, связанное с географией. Например, рассчитать площадь школьного двора с помощью геометрических формул или вычислить периметр школьного здания. В этом случае дети видят прямую связь между математическими понятиями и реальной жизнью, что повышает мотивацию и интерес к учебному процессу.
Развитие функциональной грамотности невозможно без формирования у младших школьников критического мышления и навыков работы с информацией. Математика предоставляет широкие возможности для развития этих компетенций. Учитель может предложить детям задачи, в которых они должны проанализировать информацию, выделить важные данные и на основе этого принять решение. Например, можно предложить ученикам задачу, в которой они должны определить, какой товар выгоднее купить, используя информацию о цене, скидке и характеристиках товаров. Задание: Ученикам дается информация о двух товарах: один — подешевле, но с меньшими характеристиками, второй — подороже, но более функциональный. Необходимо рассчитать, какой товар более выгоден в зависимости от предполагаемого использования. Это задание развивает навыки критического мышления и умение работать с информацией.
Важным элементом в развитии функциональной грамотности является активное использование информационно-коммуникационных технологий. Современные образовательные технологии позволяют эффективно внедрять игровые и интерактивные элементы на уроках математики. Например, с помощью образовательных приложений и онлайн-игр можно создать ситуации, в которых дети решают математические задачи, связанные с реальными жизненными ситуациями, такими как планирование бюджета, расчет стоимости поездки или даже создание собственного магазина. Это не только повышает мотивацию учащихся, но и помогает им развивать навыки работы с цифровыми технологиями, что является важной частью функциональной грамотности.
Еще один интересный проект для учеников — это расчет бюджета школьного мероприятия. Например, можно предложить ученикам выполнить проект по расчету стоимости школьного мероприятия, где они должны будут планировать бюджет, распределять средства и разрабатывать график расходов. Задание: Ученики должны спланировать праздник в классе, на котором будет несколько активностей: игры, конкурсы и угощения. Задание состоит в том, чтобы рассчитать бюджет мероприятия, исходя из стоимости угощений и материалов для игр. Например, если упаковка сока стоит 30 рублей, а нужно купить 5 упаковок, и каждый ученик по 2 игрушки для игры, сколько денег нужно для закупки и как распределить средства на каждую активность. Это не только развивает их математические способности, но и помогает научиться принимать решения в условиях ограниченных ресурсов.
Таким образом, развитие функциональной грамотности у младших школьников на уроках математики требует использования разнообразных методов и приемов, направленных на привлечение учеников к решению реальных жизненных задач. Важно, чтобы ученики понимали, что математика — это не просто набор формул и алгоритмов, а инструмент, который помогает решать практические задачи в жизни. Использование проблемных ситуаций, интеграция с другими предметами, применение информационных технологий и активных методов обучения способствуют формированию у младших школьников функциональной грамотности, необходимой для успешной жизни в современном мире.
Список литературы
Алексашина, И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб
. :
КАРО, 2019.-160 с.
Гаврилюк В.В., Сорокин Г.Г.,
Фарахутдинов
Ш.Ф. Функциональная неграмотность в условиях перехода к информационному обществу: – Тюмень:
ТюмГНГУ
, 2009. – 244с.
Клешнева А
.
В
.
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках математики (из опыта работы) // Вестник науки и образования. 2022. №4-1 (124).
Косцова
С
.
А, Газизова Г
.
Ф
.
Функциональная грамотность на уроках математики в начальных классах // E-
Scio
. 2022. №2 (65).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат