Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Формирование литературной грамотности и привитие интереса к чтению". Работа №7640

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Формирование литературной грамотности и привитие интереса к чтению"
Работа:

Формирование литературной грамотности и привитие интереса к чтению.

 

В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы – взрослые, родители и учителя. 

 

Формирование читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.

4.  Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

 

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех её видов. Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге.

Проблема формирования интереса к чтению у младших школьников была изучена в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева и других. И. П. Подласный считает, что «общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-то интересующим нас, с чем-либо уже знакомыми, вместе с тем, должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным». По мнению И. И. Тихомировой, «чтобы пробудить интерес у детей к чтению, надо удивить их самим процессом чтения». Приманка к чтению путём удивления исходит от чего - либо находящегося вне ребёнка, а интерес – изнутри.

Выразительное чтение учителя. Чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.
Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.

Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы. зачастую именно средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, перешедшие в 5 класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера - и быстрее, и проще, и интереснее.

Какие только виды работ не придумывает учитель, чтобы дети на уроке читали с интересом. Сказочные герои «приносят» в своих карманчиках, корзиночках, письма детям. Вынимая по очереди листки из корзинки Красной Шапочки, дети читают на них слоги, из которых можно составить слова. Потом вдруг обнаруживают, что из этих слов получается предложение. А потом уже наши сказочные герои «рассказывают» нам коротенькие сказки. А на следующий день Буратино или Незнайка «зададут» детям вопросы по содержанию прочитанного накануне рассказа. А может быть, это будет вопросы непосредственно к читающему: «Как тебя зовут?», «Ты любишь читать?», «Какой сегодня день недели?», «Когда твой день рождения?» и т.д.

Поскольку первый литературный опыт ребёнок получает в семье, то от отношения родителей к литературе зависит качество и широта читательских интересов школьников. Как показывают результаты исследования, в практике семейного воспитания процесс литературного развития не всегда происходит эффективно.

Для привития у ребёнка интереса к чтению придумано немало хитростей.

Вот некоторые из них:

1. Чтобы сделать успешность ребёнка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене Экран прочитанных книг».

2. Устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг, предложить ребёнку прокомментировать свои рисунки.

3. Способен разжечь любопытство и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать учитель. На самом интересном месте он останавливается. (Звенит звонок!) Заинтригованный ребёнок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.

А вот метод, который предлагает известный педагог Ш. Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, даёт ребёнку Карлсон. Он шлёт ему письма, от каких книг он сам без ума. Это «авторитетное» мнение любимого героя оказывает своё положительное действие. Ребёнок с радостью берётся за чтение, которое любит сам Карлсон.

Предлагаемая модель эффективного проекта семейного чтения

Чтобы преодолеть эти препятствия и барьеры, эффективная модель семейного чтения должна включать следующие условия:

Родители и воспитатели должны находить время для чтения с детьми

Значение чтения ради удовольствия должно признаваться школой и семьей как важная часть процесса обучения чтению

Дети и подростки должны не стесняться показывать, что им нравиться читать

Чтение дома должно поддерживаться и поощряться школой, библиотекой и местным сообществом.

Успешная модель это когда:

Все семьи считают чтение  важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома. Дети, подростки и взрослые любят чтение за ту  радость, которую оно способно доставить. Они расценивают чтение как важнейший источник информации и удовольствия…

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X