Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста. Работа №76403

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста
Работа:

Государственное профессиональное образование учреждение

Тульской области

«Тульский государственный машиностроительный колледж

имени Никиты Демидова»

(ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидова»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАТЬЯ

на тему:

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

 

Автор Карпова О. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тула, 2024 г.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Взаимодействие системы профессионального образования и работодателей на современном этапе отличается неустойчивостью и несформированностью. Сегодня работодатель желает видеть специалистов, вооруженных знаниями и умениями, способных использовать их при решении всевозможных производственных задач, отвечать за свои действия в реальных производственных условиях.

В настоящее время активизировался процесс взаимодействия науки, образования и производства. Это связано с тем, что назрела потребность в практико-ориентированной подготовке специалистов, обладающих умениями, как в исследовательской, так и в практической профессиональной деятельности, приближающей результаты труда к запросам потребителей, а самих выпускников – к требованиям работодателей. Сложившаяся ситуация предполагает развитие процесса интеграции образовательного учреждения и предприятий.

С целью подготовки выпускников образовательного учреждения, соответствующих требованиям современных предприятий-работодателей, в последнее десятилетие в профессиональном образовании активно внедряются идеи компетентностного подхода. Введение в практику Федерального государственного образовательного стандарта – это новый виток в деле модернизации и совершенствования профессионального образования. В связи с этим, в современной педагогической теории основными понятиями являются термины «компетенция» и «компетентность». Исследователи отмечают, что термин «компетенция» используют для определения границ области действия, а «компетентность» – при оценке качества деятельности. Так, понятие «компетенция» включает знание как понимание – теоретическое знание в академической области, т. е. способность знать и понимать; знание как действие – практическое и оперативное применение знаний в конкретных ситуациях; знание как бытие – ценность знаний как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте.

Компетенции представляют собой совокупность характеристик, относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственности, которые описывают уровень их сформированности. Компетентность представляет собой содержательное обобщение теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, закономерностей. Иными словами, компетенция, или компетентность, есть некоторое интегративное качество субъекта, имеющее когнитивные, мотивационные, ценностные и практические аспекты, которое проявляется как успешные действия в какой-либо области.

Профессиональная компетенция - это способность и готовность выпускника к реализации приобретенных в образовательном учреждении знаний, умений, навыков, опыта в профессиональной деятельности, т. е. способность выполнять работу в соответствии с требованиями должности; системное интегративное единство когнитивной и деятельностной составляющих, личностных характеристик и опыта. Выпускник реализует на практике свои профессиональные компетенции через обобщенные способы действий, которые способствуют эффективному выполнению профессиональной деятельности и формируются в процессе обучения. Как отмечают Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, ядром компетенций являются деятельностные способности – совокупность способов действий. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения различных видов деятельности при решении теоретических и практических задач, то в структуру компетенций кроме деятельностных знаний, умений и навыков входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач [1].

Таким образом, профессиональная компетенция не сводится ни к отдельным качествам личности или к их сумме, ни к отдельным знаниям, умениям и навыкам. Она не только отражает имеющийся у человека потенциал и способность его использовать, но и позволяет человеку быть успешным в профессиональной деятельности.

Существуют различные классификации профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции слагаются из ключевых, базовых и специальных [2]:

- ключевые компетенции – это общие компетенции, которые необходимы для продуктивной профессиональной деятельности любому современному специалисту;

- базовые компетенции – это компетенции в определенной профессиональной сфере;

- специальные компетенции – это компетенции, необходимые для решения конкретных профессиональных задач.

Ключевые и базовые компетенции определяют реализацию специальных компетенций, которые, в свою очередь, обеспечивают продуктивность различных видов деятельности. По мнению Э. Ф. Зеера, производными от термина «профессиональная компетенция» выступают понятия «ключевые компетенции» и «специальные компетенции» [3].

Зачастую ключевые профессиональные компетенции рассматриваются как общие для всех профессий и специальностей. Ключевые компетенции универсальны и применимы в различных ситуациях. В научных публикациях вместо термина «ключевые» (компетенции) часто применяется термин «универсальные». Универсальные компетенции трактуются, как общая способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать навыки и обобщенные способы выполнения профессиональных действий. Уровень овладения универсальными компетенциями выступает критерием качества образования.

Ключевые профессиональные компетенции заданы в контексте будущей профессиональной деятельности. Их формирование является результатом, а они сами – основой для формирования компетенции человека, которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Таким образом, компетенция проявляется в новой деятельности, когда необходимо выполнять действия, которые не имеют определенного алгоритма. Профессиональная компетентность рассматривается как интегративное качество личности специалиста, состоящее из компетенций и включающее систему адекватных профессиональных умений (знаний, навыков, освоенных обобщенных способов решения профессиональных задач), а также личностных и профессионально важных качеств.

Компетенция не поддается объективному измерению, поскольку проявляется ситуативно и является интегрированным проявлением, как освоенных компетенций, так и неформального образования.

Компетенция – результат образования в широком смысле слова. Измерить уровень компетенции в целом в условиях образовательного процесса и формализированного тестирования не представляется возможным. Поэтому прямой результат образования, который должен быть стандартизирован и получение которого может быть измерено, – это ключевые профессиональные компетенции.

Задача профессионального учебного заведения – подготовить конкурентоспособного выпускника, который будет востребован на рынке труда. Образовательные учреждения, в данном случае, выступают производителями продукта и предназначены для удовлетворения потребностей рынка. В связи с этим, одним из важных критериев деятельности образовательных учреждений является качество выпускаемого ими продукта, товара – выпускника – будущего специалиста.

Необходимо помнить, что современный выпускник образовательного учреждения – это работник предприятия, не только в совершенстве освоивший программу по своему направлению подготовки, но и владеющий совокупностью гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных знаний, умеющий на их основе разрабатывать прогрессивные способы реализации современных научных теорий в производстве с учетом тенденций научно-технического прогресса.

Формирование компетенций является процессом, а уровень их сформированности – характеристикой, изменяющейся во времени. В образовательных стандартах обозначено, что основой формирования компетенций является компетентностная модель обучения; предлагаемая норма образовательного стандарта высшего образования – компетенция – позволяет оценивать результаты образования с учетом современных требований к качеству подготовки выпускника. Кроме того, компетенция является такой характеристикой, которая позволяет выпускнику эффективно реализовывать профессиональные возможности в переменчивых условиях функционирования современного рыночного производства. При этом модель инновационного обучения предусматривает:

1) активное участие студента в процессе обучения (а не пассивное усвоение информации);

2) рассмотрение как результата обучения формирование у студента профессиональных компетенций.

В динамично изменяющихся экономических условиях, специалист должен осмысленно воспринимать и критически оценивать социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться в них и, в идеале, влиять на эти процессы. В процессе подготовки специалиста главенствующую роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной среде.

На сегодняшний день работодателям чаще всего нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как набор навыков, в котором сочетаются квалификация, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску. Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

В связи с этим, проблеме формирования и развития профессиональной компетентности специалистов уделяется достаточное внимание, хотя задача поиска новых научно-педагогических подходов к ее решению остается до сих пор очень актуальной.

На сегодняшний день компетентности выпускника учебного заведения являются основной целью и результатом деятельности образовательного учреждения.

 

Список используемых источников:

1. Зеер Э. Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 39–46.

2. Гурина Р. В. Как измерить профессиональную компетентность? /Р. В. Гурина // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 82–89.

3. Зеер Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании / Э. Ф. Зеер //Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2000. № 3 (5). С. 90–102

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X