Государственное профессиональное образование учреждение
Тульской области
«Тульский государственный машиностроительный колледж
имени Никиты Демидова»
(ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидова»)
СТАТЬЯ
на тему:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Автор Карпова О. В.
г. Тула, 2024 г.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Взаимодействие системы профессионального образования и работодателей на современном этапе отличается неустойчивостью и несформированностью. Сегодня работодатель желает видеть специалистов, вооруженных знаниями и умениями, способных использовать их при решении всевозможных производственных задач, отвечать за свои действия в реальных производственных условиях.
В настоящее время активизировался процесс взаимодействия науки, образования и производства. Это связано с тем, что назрела потребность в практико-ориентированной подготовке специалистов, обладающих умениями, как в исследовательской, так и в практической профессиональной деятельности, приближающей результаты труда к запросам потребителей, а самих выпускников – к требованиям работодателей. Сложившаяся ситуация предполагает развитие процесса интеграции образовательного учреждения и предприятий.
С целью подготовки выпускников образовательного учреждения, соответствующих требованиям современных предприятий-работодателей, в последнее десятилетие в профессиональном образовании активно внедряются идеи компетентностного подхода. Введение в практику Федерального государственного образовательного стандарта – это новый виток в деле модернизации и совершенствования профессионального образования. В связи с этим, в современной педагогической теории основными понятиями являются термины «компетенция» и «компетентность». Исследователи отмечают, что термин «компетенция» используют для определения границ области действия, а «компетентность» – при оценке качества деятельности. Так, понятие «компетенция» включает знание как понимание – теоретическое знание в академической области, т. е. способность знать и понимать; знание как действие – практическое и оперативное применение знаний в конкретных ситуациях; знание как бытие – ценность знаний как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте.
Компетенции представляют собой совокупность характеристик, относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственности, которые описывают уровень их сформированности. Компетентность представляет собой содержательное обобщение теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, закономерностей. Иными словами, компетенция, или компетентность, есть некоторое интегративное качество субъекта, имеющее когнитивные, мотивационные, ценностные и практические аспекты, которое проявляется как успешные действия в какой-либо области.
Профессиональная компетенция - это способность и готовность выпускника к реализации приобретенных в образовательном учреждении знаний, умений, навыков, опыта в профессиональной деятельности, т. е. способность выполнять работу в соответствии с требованиями должности; системное интегративное единство когнитивной и деятельностной составляющих, личностных характеристик и опыта. Выпускник реализует на практике свои профессиональные компетенции через обобщенные способы действий, которые способствуют эффективному выполнению профессиональной деятельности и формируются в процессе обучения. Как отмечают Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, ядром компетенций являются деятельностные способности – совокупность способов действий. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения различных видов деятельности при решении теоретических и практических задач, то в структуру компетенций кроме деятельностных знаний, умений и навыков входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач [1].
Таким образом, профессиональная компетенция не сводится ни к отдельным качествам личности или к их сумме, ни к отдельным знаниям, умениям и навыкам. Она не только отражает имеющийся у человека потенциал и способность его использовать, но и позволяет человеку быть успешным в профессиональной деятельности.
Существуют различные классификации профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции слагаются из ключевых, базовых и специальных [2]:
- ключевые компетенции – это общие компетенции, которые необходимы для продуктивной профессиональной деятельности любому современному специалисту;
- базовые компетенции – это компетенции в определенной профессиональной сфере;
- специальные компетенции – это компетенции, необходимые для решения конкретных профессиональных задач.
Ключевые и базовые компетенции определяют реализацию специальных компетенций, которые, в свою очередь, обеспечивают продуктивность различных видов деятельности. По мнению Э. Ф. Зеера, производными от термина «профессиональная компетенция» выступают понятия «ключевые компетенции» и «специальные компетенции» [3].
Зачастую ключевые профессиональные компетенции рассматриваются как общие для всех профессий и специальностей. Ключевые компетенции универсальны и применимы в различных ситуациях. В научных публикациях вместо термина «ключевые» (компетенции) часто применяется термин «универсальные». Универсальные компетенции трактуются, как общая способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать навыки и обобщенные способы выполнения профессиональных действий. Уровень овладения универсальными компетенциями выступает критерием качества образования.
Ключевые профессиональные компетенции заданы в контексте будущей профессиональной деятельности. Их формирование является результатом, а они сами – основой для формирования компетенции человека, которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Таким образом, компетенция проявляется в новой деятельности, когда необходимо выполнять действия, которые не имеют определенного алгоритма. Профессиональная компетентность рассматривается как интегративное качество личности специалиста, состоящее из компетенций и включающее систему адекватных профессиональных умений (знаний, навыков, освоенных обобщенных способов решения профессиональных задач), а также личностных и профессионально важных качеств.
Компетенция не поддается объективному измерению, поскольку проявляется ситуативно и является интегрированным проявлением, как освоенных компетенций, так и неформального образования.
Компетенция – результат образования в широком смысле слова. Измерить уровень компетенции в целом в условиях образовательного процесса и формализированного тестирования не представляется возможным. Поэтому прямой результат образования, который должен быть стандартизирован и получение которого может быть измерено, – это ключевые профессиональные компетенции.
Задача профессионального учебного заведения – подготовить конкурентоспособного выпускника, который будет востребован на рынке труда. Образовательные учреждения, в данном случае, выступают производителями продукта и предназначены для удовлетворения потребностей рынка. В связи с этим, одним из важных критериев деятельности образовательных учреждений является качество выпускаемого ими продукта, товара – выпускника – будущего специалиста.
Необходимо помнить, что современный выпускник образовательного учреждения – это работник предприятия, не только в совершенстве освоивший программу по своему направлению подготовки, но и владеющий совокупностью гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных знаний, умеющий на их основе разрабатывать прогрессивные способы реализации современных научных теорий в производстве с учетом тенденций научно-технического прогресса.
Формирование компетенций является процессом, а уровень их сформированности – характеристикой, изменяющейся во времени. В образовательных стандартах обозначено, что основой формирования компетенций является компетентностная модель обучения; предлагаемая норма образовательного стандарта высшего образования – компетенция – позволяет оценивать результаты образования с учетом современных требований к качеству подготовки выпускника. Кроме того, компетенция является такой характеристикой, которая позволяет выпускнику эффективно реализовывать профессиональные возможности в переменчивых условиях функционирования современного рыночного производства. При этом модель инновационного обучения предусматривает:
1) активное участие студента в процессе обучения (а не пассивное усвоение информации);
2) рассмотрение как результата обучения формирование у студента профессиональных компетенций.
В динамично изменяющихся экономических условиях, специалист должен осмысленно воспринимать и критически оценивать социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться в них и, в идеале, влиять на эти процессы. В процессе подготовки специалиста главенствующую роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной среде.
На сегодняшний день работодателям чаще всего нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как набор навыков, в котором сочетаются квалификация, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску. Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда.
В связи с этим, проблеме формирования и развития профессиональной компетентности специалистов уделяется достаточное внимание, хотя задача поиска новых научно-педагогических подходов к ее решению остается до сих пор очень актуальной.
На сегодняшний день компетентности выпускника учебного заведения являются основной целью и результатом деятельности образовательного учреждения.
Список используемых источников:
1. Зеер Э. Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 39–46.
2. Гурина Р. В. Как измерить профессиональную компетентность? /Р. В. Гурина // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 82–89.
3. Зеер Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании / Э. Ф. Зеер //Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2000. № 3 (5). С. 90–102
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат