Взаимосвязь самооценки и социометрического статуса младших подростков с задержкой психического развития
Исаев Н.А., Суворова А.В., Смирнова С.И.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кировский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Киров, Россия
Ключевые слова: самооценка, ЗПР, социометрический статус, младшие подростки.
Актуальность исследования.
В современном обществе большое значение придаётся проблеме самооценки и социального статуса молодых людей. Самооценка играет ключевую роль в формировании личности, она определяет то, как человек относится к себе и окружающему миру. Социальный статус, в свою очередь, отражает положение подростка в обществе и его взаимодействие с окружающими.
Цель исследования.
Изучить взаимосвязь самооценки и социометрического статуса у младших подростков с задержкой психического развития.
Материалы и методы.
В качестве методов использовались: теоретический анализ литературы, психодиагностические методы, методы математической статистики (использовался непараметрический коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Методики исследования: иетодика «Лесенка» (Щур В.Г.) и методика «Социометрия» Дж. Морено.
Результаты и их обсуждение.
1. По результатам проведенного исследования было выявлено, что у младших подростков с задержкой психического развития «Завышенная самооценка». Младшие подростки с ЗПР, у которых завышена самооценка, могут также сталкиваться с трудностями в формировании здоровых отношений со сверстниками. Их склонность к самовосхвалению и неспособность объективно оценивать свои способности могут отталкивать других и приводить к конфликтам.
2. У младших подростков высокий уровень форсированности коммуникативных навыков «Звезды». Это важное качество, которое помогает им хорошо взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Они способны адаптировать общение к различным ситуациям и собеседникам.
3. Выявлена значимая прямая взаимосвязь уровня самооценки и социометрического статуса. Следовательно, можно утверждать, что чем выше уровень самооценки, тем выше социометрический статус в группе.
Выводы.
Исследования показали, что самооценка у детей с ЗПР имеет определенные особенности. Многие исследователи считают, что это связано со спецификой нарушений развития и негативным влиянием общества.
Исследование самооценки и межличностных отношений у этой категории детей имеет исключительное значение. Самооценка является краеугольным камнем развития самосознания и отвечает за целостность и стабильность личности. Самооценка взаимосвязана с рядом других психологических образований, каждое из которых вносит свой вклад в формирование самооценки и в то же время изменяет ее путем прямого воздействия.
По результатам проведенного исследования было выявлено, что у младших подростков с задержкой психического развития преобладает «Завышенная самооценка». Младшие подростки с ЗПР, у которых завышена самооценка, могут также сталкиваться с трудностями в формировании здоровых отношений со сверстниками. У младших подростков высокий уровень форсированности коммуникативных навыков «Звезды». Это важное качество, которое помогает им хорошо взаимодействовать с окружающими и строить отношения.
Выявлена значимая прямая взаимосвязь уровня самооценки и социометрического статуса. Следовательно, можно утверждать, что чем выше уровень самооценки, тем выше социометрический статус в группе.
Список литературы.
1. Адамян, Л. С. Влияние самооценки на социометрический статус младших подростков с задержкой психического развития: монография / Л. С. Адамян. – Москва: Когито-Центр, 2018. – 210 с.
2. Бордовская Н. В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2011. – 620 с.
3. Голованов, А. В. Роль самооценки в формировании социометрического статуса у детей с задержкой психического развития / А. В. Голованов // Психология и педагогика: сб. науч. тр. – Москва: Изд-во МГПУ, 2017. – № 3. – С. 45-56.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат