Название: Логопедическая игра «Падежные ступеньки»
Актуальность:
Овладение грамматическим строем — важнейшее условие полноценного речевого и психического развития ребенка. Правильная грамматика позволяет точно выражать мысли, понимать других людей и успешно общаться. Усваивая грамматические категории, ребенок учится анализировать, обобщать, строить логические связи.
Особенностью развития грамматического строя речи детьми с ТНР является замедленный темп усвоения, дисгармония развития морфологической и синтаксической систем языка, что может быть обусловлено общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка с ТНР.
Игровой подход — самый эффективный способ развития грамматического строя речи у детей с ТНР.
Цель: Формирование навыков словоизменения дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Задачи:
Развивать
умение изменять существительное единственного и/или
множественного числа в косвенных падежах
без
предлога и
/
или
с предлогом
Развивать навыки синтеза и анализа предложения
с опорой на
графическую схему
Целевая аудитория: учителя-логопеды, воспитатели, родители детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Описание игры:
Логопедическая игра «Падежные ступеньки» представляет собой таблицы по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Одежда», «Обувь», «Зимующие птицы», На каждой строке таблице - «ступеньке» - изображена графическая схема, которая является зрительной опорой для ответа ребенка на заданный вопрос. Двигаясь по «ступенькам» сверху вниз, отвечая на вопросы взрослого, ребенок изменяет заданное слово в косвенных падежах. Вопросы связаны между собой одной темой, поэтому ответы ребенка объединяются в связный рассказ.
Предварительная работа:
Грамматические игры по развитию словоизменения «Нет кого/чего?», «Я рад кому/чему?», «Я вижу кого/что?», «Я делаю чем?», «Я думаю о ком/о чем?», «Корзинка с чем?», «Я любуюсь кем/чем?» и т.д.
Усвоение графических символов, обозначающих действия, признак предмета, предлоги.
Ход игры:
Взрослый показывает детям таблицу и картинку с изображением предмета, название которого предстоит изменить в косвенных падежах. Взрослый задает вопросы о предмете, помогает ребенку дать полный ответ в соответствии с графической схемой. Далее предлагается ребенку ответить на вопросы самостоятельно. При дальнейшей работе по лексической теме ребенок может «шагать по ступенькам», рассказывая о предмете, без вопросов взрослого.
Детям 5-6 лет с ТНР предлагаются существительные единственного числа.
Детям 6-7 лет с ТНР предлагаются существительные множественного числа.
Пример игры по лексической теме «Грибы»:
Вопросы: Ты обошел(а) вокруг чего? Ты рад(а) чему? Ты сорвал(а) что? Корзинка с чем? Ты рассказал(а) о чем?
Образец ответа: Я обошел(а) вокруг опенка. Я рад(а) опенку. Я сорвал(а) опенок. Корзина с опенком. Я рассказал(а) о опенке.
Пример игры по лексической теме «Птицы»:
Ты подошел к кому? Ты стоишь около кого? Ты смотришь на кого? Ты любуешься кем? Ты думаешь о ком?
Образец ответа: Я подошел к воробью. Я стою около воробья. Я смотрю на воробья. Я любуюсь воробьем. Я думаю о воробье.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат