Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности образовательная область:«Познавательное развитие »
Ребенок и окружающий мир
в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с задержкой психического развития
учитель-дефектолог
Зинченко Елена Владимировна
Лексическая тема:"Зимующие птицы"
Образовательная задача
1. Закрепить и уточнить название зимующих птиц; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь.
Коррекционная задача:
1.Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Воспитательная задача:
1.Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам. Культура поведения в лесу.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал — семена растений, карточки с разным количеством зимующих птиц, картинки с изображением птиц, конверты с разрезанными на части птиц, раскраски.
Ход занятия
1.- Организационный момент
Дидактическая игра «Повтори не ошибись»
- Сорока, ворона, клест, воробей;
- Синица, голубь, дятел, снегирь;
- Свиристель, сорока, воробей, синица;
- Воробей, ворона, снегирь, синица;
- Дятел, сорока, клест, голубь;
- Снегирь, ворона, синица, свиристель;
2. Беседа о времени года
Как вы думаете, какое сейчас время года?
Как вы догадались?
Какой день зимой? \
Какая ночь?
Что можно сказать о снеге?
Какой бывает лед?
3. Рассказ о птицах
а) дефектолог загадывает загадку:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.) (Выставляется картинка.)
- Синица какая, если у нее желтая грудь? Тонкие лапы? Короткий клюв?
б) дефектолог загадывает загадку:
Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.
Ведь еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.) (Выставляется картинка.)
- С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Осенью и в начале зимы снова раздается их низкий звонкий посвист: «жю-жю-жю».
в) дефектолог загадывает загадку:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орел, а все же птица. (Воробей.)
(Выставляется картинка.)
Воробей — маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей — шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.
Почему синицу, воробья, снегиря называют птицами?
Какие это птицы? (Зимующие.)
- А каких еще зимующих птиц вы знаете? (Голубь, ворона, дятел, сорока, клест, кукушка и т.д.) (Выставляются картинки зимующих птиц.)
-Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.)
- Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)
У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? (Ленивый, грустный, малоподвижный и т.д.)
А какая синица? (Тонкая, юркая, веселая, умная и т.д.)
Что можно сказать про воробья? (Драчливый, веселый, удалой, боевой, шустрый и т.д.)
- А вы знаете, как эти птицы подают голоса?
Воробей — чирикает. Синица и снегирь свист когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона — каркает. Голубь — воркует. Сорока — трещит и т.д.
- Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.
- А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц.
- Это семена от дыни. Какие семена? — Дынные. Их ест синица.
Это семена от арбуза. Какие семена? — Арбузные. Их ест снегирь.
Это семена от ясеня. Какие семена? — Ясеневые. Их тоже любит снегирь.
Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?
- А еще у нас есть сало, какая птица любит сало?
4. Физкультминутка
Количество стульчиков на один меньше количества детей. Дети делятся на две команды: «воробьи» и «дятлы». Педагог предлагает им изобразить птиц: «воробьи» прыгают и чирикают, «дятлы» ходят и стучат. На команду: «Воробьи!» дети-«воробьи» меняются местами. Тот, кому не хватает стула, становится водящим.
5. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
У воробья туловище мелкое, а у вороны — ... (крупное).
У вороны клюв большой, а у воробья
У воробья хвост короткий, а у вороны — ... .
У воробья лапки тонкие, а у вороны — ... и т.д.
6. Дидактическая игра «Сосчитай»
(У детей карточка с разным количеством зимующих птиц.)
Одна синица, две синицы, три синицы , четыре синицы, пять синиц;
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев;
Одна синица, две синицы, три синицы ,четыре синицы, пять синиц ….и т.д.
7. Дидактическая игра «Скажи ласково»
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей.
8. Дидактическая игра «Собери целое» (у каждого ребенка конверт с разрезанными на части по диагонали птицами).
9. Составление рассказа-описания
Дети составляют рассказ-описание зимующей птицы (по любой картинке на доске):
«Синичка — зимующая птица. Тело у нее покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, два крыла, две лапки, хвост. Грудка у нее желтая: желтогрудая синичка. Зимой она питается ягодами рябины, семенами из шишек, почками деревьев».
Дефектолог. Как мы назовем этот рассказ? (Синичка.)
10. Итог занятия
Обобщающие вопросы по теме занятия.
Ребята , у вас на столе раскраска «Снегирь» ,возьмите домой и раскрасите вместе с родителями и расскажите о зимующих птицах.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат