Искусственный интеллект в образовании:
преимущества и ограничения
Зубенко Елена Николаевна,
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Яснозоренская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»,
учитель информатики (Россия, Белгород)
Искусственный интеллект (ИИ) уже активно используется во многих сферах нашей жизни, включая образование. В этой статье мы рассмотрим возможности и ограничения использования ИИ в образовательном процессе.
Одним из главных преимуществ использования ИИ в образовании является возможность автоматизации рутинных задач, таких как проверка домашних заданий или оценка тестов. Это позволяет учителям уделять больше времени непосредственно обучению и общению с учениками.
Кроме того, ИИ может помочь в создании персонализированных учебных программ, учитывающих индивидуальные особенности и потребности каждого ученика. Это может привести к более эффективному обучению и улучшению результатов.
Чтобы разобраться в этой теме подробно необходимо рассмотреть все достоинства и недостатки использования ИИ в образовании.
Одним из ключевых преимуществ использования ИИ в образовании является возможность адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся. Средства искусственного интеллекта могут анализировать сильные и слабые стороны каждого обучающегося, а также стили обучения для создания индивидуальных планов обучения. Это позволяет обучающимся учиться в удобном для них темпе, что ведет к лучшему пониманию и запоминанию знаний.
Еще одним преимуществом ИИ в образовании является его способность помогать обучающимся в режиме реального времени. Системы искусственного интеллекта могут предоставлять мгновенную обратную связь по заданиям и тестам, позволяя выявлять свои ошибки и области совершенствования. Такая обратная связь может иметь решающее значение в процессе обучения, поскольку помогает учиться на своих ошибках и вносить необходимые коррективы.
Кроме того, ИИ может быть использован в качестве образовательного инструмента для повышения эффективности учебного процесса. Преподаватели могут использовать инструменты с искусственным интеллектом для выставления отметок, сокращая время и усилия, необходимые для ручного выставления отметок. Это позволяет преподавателям в большей степени сосредоточиться на предоставлении ценной обратной связи, что повышает общее качество образования. Также из достоинств можно отметить:
Повышение вовлеченности
: ИИ может сделать обучение более увлекательным за счет интерактивного контента,
геймификации
и платформ
адаптивного обучения, что может мотивировать студентов к активному участию.
Эффективность
: ИИ позволяет автоматизировать административные задачи, такие как оценка заданий и составление расписания, что экономит время преподавателей и позволяет им сосредоточиться на преподавании.
Доступ к качественному образованию
: Онлайн-курсы и образовательные платформы на базе искусственного интеллекта обеспечивают доступ к качественному образованию для учащихся из удаленных или малообеспеченных районов, демократизируя образование.
Доступность 24/7
: Управляемые искусственным интеллектом
чат-боты
и виртуальные репетиторы могут оказывать поддержку и отвечать на вопросы круглосуточно, что повышает доступность для студентов, которым нужна помощь в нерабочее время.
Анализ данных
: ИИ может анализировать огромные объемы данных, предоставляя преподавателям информацию об успеваемости учащихся, что позволяет проводить раннее вмешательство в работу с проблемными студентами.
Однако использование ИИ в образовании также имеет свои ограничения. Во-первых, для эффективного использования ИИ требуется наличие качественных и надежных данных, которые не всегда доступны в образовательных учреждениях. Во-вторых, использование ИИ может привести к снижению социальной активности учащихся, так как многие задачи могут быть выполнены автоматически без участия человека.
Хотя ИИ в образовании имеет множество преимуществ, он не лишен и недостатков. Одним из основных недостатков является возможность чрезмерной зависимости от систем искусственного интеллекта. Хотя алгоритмы ИИ призваны поддерживать и улучшать процесс обучения, они не могут заменить роль преподавателей-людей. Взаимодействие и руководство, осуществляемые преподавателями, бесценны и не могут быть полностью воспроизведены искусственным интеллектом.
Еще одним недостатком ИИ в образовании является необходимость в инфраструктуре и ресурсах. Внедрение технологий искусственного интеллекта в школах требует значительных инвестиций в оборудование, программное обеспечение и обучение. Не все учебные заведения имеют доступ к этим ресурсам, что затрудняет полное использование потенциала ИИ в образовании.
Наконец, системы искусственного интеллекта могут иметь ограничения в понимании и интерпретации контекста. Хотя алгоритмы искусственного интеллекта постоянно совершенствуются, они не всегда могут в полной мере понять тонкости человеческого языка и поведения. Это может привести к неверным интерпретациям и неточностям в персонализированном обучении. Также из недостатков использования ИИ можно выделить:
Предвзятость алгоритмов
: алгоритмы ИИ могут отражать предвзятость, присутствующую в данных, на которых они обучаются, что может привести к сохранению дискриминации или неравенства в образовании.
Стоимость
: Внедрение ИИ в образование может быть дорогостоящим, особенно для школ или учебных заведений с ограниченным бюджетом. Это может усугубить неравенство в образовании.
Технические проблемы
: Системы искусственного интеллекта могут столкнуться с техническими проблемами, такими как системные сбои или неполадки, которые могут нарушить процесс обучения.
Сопротивление преподавателей
: Некоторые преподаватели могут сопротивляться интеграц
ии
ИИ
, опасаясь увольнения или потери контроля над учебным процессом.
Зависимость
: Чрезмерная зависимость от ИИ при решении таких задач, как решение проблем или принятие решений, может препятствовать развитию у студентов навыков критического мышления и решения проблем.
Этические проблемы
: Использование ИИ в образовании вызывает этические вопросы, особенно когда речь идет о таких проблемах, как наблюдение, владение данными и роль преподавателей.
Поэтому важно использовать ИИ в образовании с осторожностью, чтобы он не стал заменой человеческого участия и поддержки. Искусственный интеллект в образовании способен революционизировать процесс обучения студентов.
В своей практике учителю на первых этапах можно использовать ИИ, например, в автоматизации оценивания знаний учеников. Это позволит сократить время при оценивании, затрачиваемого на проверку работ, увеличить объективности оценки, появиться возможность предоставления обратной связи студентам в режиме реального времени. Наиболее известными и распространенными сейчас являются:
AutoGrader
от
Turnitin
- программа для автоматической проверки заданий и выставления оценок.
eGrading
от
Canvas
- платформа для создания и проведения онлайн-тестирований с автоматической обработкой результатов.
Gradescope
от
Pearson
- сервис для организации онлайн-оценивания работ студентов, включающий инструменты для создания заданий и анализа результатов.
Quizziz
от
for
Education
- платформа для проведения викторин и олимпиад с использованием искусственного интеллекта, который анализирует ответы учащихся и предоставляет рекомендации по улучшению знаний.
Также ИИ можно использовать при автоматическом составление учебных материалов, что позволяет более эффективно использовать время преподавателей, улучшить доступности и качество учебных материалов, а также повысить интерес студентов к учебному материалу. Часто используются для этого:
TextBlob
от
- инструмент для автоматического составления учебных материалов на основе анализа текста и выделения ключевых слов.
WordIQ
от
WordAI
- платформа для генерации текстов на основе заданных параметров, таких как тема, стиль и ключевые слова.
G
amma.app
–
инструмент для создания
презентаций
.
GPT-3 от
OpenAI
- мощный инструмент для обработки естественного языка, который можно использовать для создания учебных материалов и заданий.
YandexGPT
2 от
Yandex
— аналог GPT-3.
Однако важно тщательно взвесить все преимущества и недостатки ИИ в образовании. Понимание ограничений и потенциальных недостатков может помочь обеспечить эффективное и ответственное использование технологий ИИ в образовании. Найдя правильный баланс между человеческим руководством и помощью искусственного интеллекта, мы можем создать среду обучения, которая максимально использует преимущества обоих методов.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат