Спортивное ориентирование как способ формирования физического и умственного развития.
Аннотация. Рассмотрены тенденции недостатка физической активности среди детей школьного возраста, популяризации спортивного ориентирования среди детей, возможные способы распространения информации о пользе физической активности.
Ключевые слова: Спортивное ориентирование, популяризация спорта, способы обучения базовым навыкам ориентирования, спортивно-массовые мероприятия.
В современном обществе всё чаще стал подниматься вопрос, касаемо здорового образа жизни человека. Общеизвестно, что недостаток умеренной физической активности ведёт к повышенному риску соматических и психосоматических заболеваний среди населения. Человеческий организм на протяжении всей жизни, нуждается в двигательной деятельности. Вследствие сидячего образа жизни преждевременно возникает слабость и вялость мышц, ломкость костей и нарушение общего мозгового кровообращения. Особенно остро вопрос недостатка физической активности встаёт на важнейшем этапе формирования индивида – его детском возрасте.
Недостаток физической активности среди детей в основном связан с отсутствием должного интереса ребёнка к виду спорта. Если в семье ребёнка нету спортсменов или сторонников здорового образа жизни, то родители зачастую пренебрегают спортивными секциями, уделяя большее внимания усиленному получению образования, ограничивая физическую активность ребёнка.
Школьный возраст – это сенситивный период для формирования прикладных знаний, умений и навыков, необходимых для последующей трудовой деятельности[1]. В школьной программе физическая культура входит в обязательную для усвоения программу предметов. Она имеет общеразвивающую и общеоздоровительную направленность, обучение физкультурным знаниям, а также двигательным навыкам и умениям. Прививают уважение к коллективу и обучают навыкам работы в команде. Навыки полученные в ходе занятий развивают детский организм и помогают ему в повседневной жизни. Активность в ходе занятий в школе помогает быстрее и лучше усваивать основную образовательную информацию.
Главным способом развития физической активности у детей является – игровая форма занятий. Так, на уроках физкультуры это реализовано в виде матчей по командно-игровым видам спорта (Баскетбол, футбол, волейбол и т.д.). Спортивное ориентирование может рассматриваться как альтернатива или дополнение к школьной программе.
Ориентирование совмещает в себе умственную и физическую нагрузку, положительно воздействуя не только на физиологические качества ребёнка, но также развивает его наблюдательность, логическое мышление, умение быстро и чётко принимать решения. Способствует формированию стрессоустойчивости, улучшению навыков концентрации. Занятия в замкнутых или открытых пространствах поспособствует формированию навыка определения расстояния и времени движения.
Существует возможность осуществлять комплексный подход к формированию основных физических и интеллектуальных способностей детей, в форме игровых занятий. Основное содержание таких занятий может быть направлено на обучение обращаться с картой и компасом. Для ребёнка прохождения маршрута дистанции может расцениваться как некое приключение. Во время поиска контрольного пункта учащийся, вынужден обдумывать и выбирать оптимальный маршрут, что способствует развитию навыков анализа и принятия решения в условиях ограниченного времени. Возможно, и проведение занятий в обычном спортзале, используя технические упражнения, направленные на запоминание и чтение карты комбинируя их с любыми другими физическими упражнениями. Ориентирование так же можно проводить в рамках командного соревнования среди детей.
Одним из способов внедрения и распространения здорового образа жизни среди детей является организация спортивных праздников и мероприятий. В некоторых учебных заведения проводят конкурсы или соревнования в рамках школьной спартакиады. Где, в том числе, присутствует и спортивное ориентирование.
Таким образом, спортивное ориентирование представляет собой не только средство физического и умственного развития, но и мощный инструмент формирования психологических качеств, необходимых для успешной адаптации и функционирования в современном обществе.
Библиографический список
Проблемы и перспективы развития спортивного ориентирования и активных видов туризма: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (9-10 октября 2021 года, г. Смоленск); под общ. ред.
д.п.н
., профессора Ю.С. Воронова,
к.п.н
., доцента Е.Н. Бобковой. – Смоленск: СГУС, 2021. – 150 с.
Евсеев Ю. И. Физическая культура (учебное пособие для студентов вузов).
Ростов
н/
Д :
Феникс, 20
1
4 г.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат