РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ
ФГОС НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Л.А. Рябыкина
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25», г. Нижневартовск
Важной составляющей качества образования, имеющей принципиальную новизну для современного российского образования, выступает компетентностный подход как основа введения ФГОС. Сегодня школьник должен быть способен мобилизовать в данной конкретной ситуации полученные знания и опыт. В условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования, школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, и самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Современное качество образования по иностранному языку предполагает формирование ключевых компетенций: коммуникативную, речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную.
Предмет «Иностранный язык» входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Согласно ФГОС, происходящие сегодня изменения в общественных отношениях и средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования их филологической подготовки для того, чтобы они могли обмениваться мыслями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя при этом систему языковых и речевых норм и, выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения. Другими словами, основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Коммуникативная компетенция – это не личностная характеристика того или иного человека; ее сформированность проявляется в процессе общения. А задача учителя состоит в том, чтобы создать модель реального общения, которая способствует возникновению у учащихся естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации. Реализуя личностноориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, учитель может создавать на уроках и во внеурочное время разнообразную образовательную среду, позволяющую им максимально проявить себя.
Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя. Таким образом, современные технологии обучения иностранному языку аккумулируют успешную информацию каждой из них, дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения в данной конкретной группе учащихся.
На уроке английского языка учащиеся овладевают многими предметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Благодаря интеграции английского языка с другими предметами (иностранной литературой, историей, биологией, химией, географией, русским языком, МХК и др.) учитель помогает в развитии мотивации и интереса познавательной деятельности.
При выполнении различных типов заданий дети учатся самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
На уроке иностранного языка учащиеся овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Они организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Дети работают индивидуально и в группе, находя общее решение и, разрешая конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Они формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планируют и регулируют свою деятельность; овладевают устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обобщая изученный материал, учащиеся выполняют задания, ориентированные на интеграцию всех отработанных стратегий.
Для развития способностей к межкультурной коммуникации важно давать учащимся весь спектр знаний о культуре, обычаях и традициях англоязычной страны с тем, чтобы учащиеся имели объективную картину и могли сознательно выбирать стиль общения. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках английского языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру нашей страны и развивая у них умение представлять ее средствами английского языка.
Воспитательный аспект также является неотъемлемой частью учебного процесса, поэтому все образовательные технологии предусматривают воспитание у учащихся необходимых качеств зрелой личности.
У учащихся второго уровня совершенствуются такие предметные умения, как: умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
исследовательские умения, включая навыки работы с информацией (поиск и выделение нужной информации, ее обобщение и фиксация);
умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Таким образом, можно считать, что совершенствование предметных умений по английскому языку учащихся основной школы будет более успешным при наличии у школьников мотивации, формируемой за счет привлечения дополнительных инструментов обучения (учебных материалов). Использование технологии проектов может помочь поднять интерес и положить начало совершенствованию метапредметных умений по английскому языку.
На примере урока английского языка в 8 классе попытаюсь проиллюстрировать методы и приёмы, которые используются в современном уроке, а также, какие личностные и предметные умения отрабатываются на уроке.
Информационная карта урока.
Verginia Evans, Jenny Dooley, Olga Podolyako, Julia Vaulina
“Spotlight 8”
8 класс
Тема:Socializing in the UK. Social etiquette in the UK. Обучение работе с текстом.
Тип урока: работа с текстом.
Вид урока: урок-беседа.
Обучение: активизировать в речи новую лексику, учить смысловому чтению с извлечением значимой информации, тренировка в обсуждении проблем, поставленных на уроке.
Развитие: развивать коммуникативные действия, навыки аудирования, говорения, владения двуязычным словарём.
Воспитание: воспитывать эстетическое сознание через освоение художественного наследия страны изучаемого языка, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, формирование нравственных чувств и поступков.
Содержание урока
Средства обучения
Режим и формы работы
Результаты
Предметные умения
и личностные результаты
Оргмомент
Фонетическая зарядка, беседа по иллюстрациям
Мультимедийная презентация Иллюстрации с изображением сцен приветствия людей, непринуждённой беседы на автобусной остановке, приёма гостей Student’s Book p.21
Учитель - класс
Адекватное произношение ключевых слов и фраз, умение отвечать на вопросы
по содержанию текста
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, умение классифицировать, создавать аналогии, формулировать, аргументировать и делать выводы
Работа в парах – ответы на вопросы
Student’s Book p.21 ex.3 список вопросов, требующих выражения собственного мнения
Ученик - ученик
Обогащение словарного запаса, умение вести диалог
Умение самостоятельно планировать свои действия и осуществлять учебное сотрудничество, владение основами самоконтроля, умение рассуждать и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуни-
кации
Говорение: пересказ
пересказ текста по цепочке
Класс
Построение монологических высказываний, владение устной речью
Умение устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение и умозаключение, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
Домашнее задание (на выбор): -найти справочную информацию об особенностях поведения британцев в различных ситуациях общения
-подготовить презентацию о правилах этикета в своей стране
Энциклопедии, художественная и научная литература, интернет
Выбор: индивидуально, пары, группы
Формирование толерантного отношения к ценностям иной культуры, целостного мировоззрения, коммуникативной компетентности, способности к самообразованию и развитию
Умение самостоятельно определить цели и спланировать пути достижения, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
Содержание учебного предмета Английский язык позволяет создавать условия для достижения широкого спектра личностных образовательных результатов и формирования коммуникативных учебных умений. Основная задача учителя при подготовке к уроку проанализировать, выделить и подобрать содержание таким образом, чтобы урок был ориентирован на целенаправленное достижение личностных и предметных результатов, выбранных в качестве приоритетных при изучении конкретной темы.
Литература
Биболетова
М.З. Материалы
интернет-семинара
«Реализация идей ФГОС в новых примерных программах по иностранным языкам для начальной и основной школы» в
БелРИПКППС
[Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.ipkps.bsu.edu.ru, свободный. –
Загл
. с экрана. – Яз. русс.
Кондаков, А.М. Стандарты второго поколения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / под редакцией А.М.
Кондакова
, А.А. Кузнецова – М., «Просвещение», 2008.
– 35 с.
ФГОС основного общего образования // Просвещение. 2011.
Харрис М.,
Мувер
Д.,
Солокова
И. и др.
New Opportunities / Russian Edition / Intermediate // Longman.
2006.
Яковлева С.В. Интеграция современных образовательных технологий как профессиональный творческий процесс // ИЯШ. 2008. № 2.
Verginia
Evans, Jenny Dooley, Olga
Podolyako
, Julia
Vaulina
“Spotlight 8” Student’s book //
Просвещение
.
2010.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат