Цель:
Образовательная – научить ставить простой натюрморт, компоновать предметы в зависимости от темы натюрморта и его задач, задуманного колорита.
Развивающая – развивать композиционное и пространственное мышление, колористическое видение, чувство пропорций.
Воспитательная – воспитывать у учащихся интерес к изобразительному искусству, художественный вкус.
Задачи:
Найти композиционное решение, учитывающее распределение и ритм основных цветовых пятен;
Определить цветовое содержание постановки и её связь со средой;
Выявить форму цветом с учетом светотеневых отношений и изменения цвета на свету и в тени, отношений холодных и теплых оттенков, цветовых и тональных контрастов.
Тип урока: комбинированный
Форма организации работы: фронтальная
Оснащение урока:
Зрительный ряд:
1. Слайды, репродукции работ художников с изображением натюрмортов;
2. Наглядная игра «Найди схему натюрморта».
Оснащение занятия: Натюрмортный фонд (предметы и драпировки), натюрмортные столы.
Методы: словесный, наглядный.
Мотивация темы и формы проведения занятия: Умение грамотно поставить натюрморт – одна из основ для качественного выполнения домашних этюдов.
Критерии и методы диагностики занятия: Занятие эффективно, если учащиеся к концу урока смогут поставить несложный натюрморт без грубых ошибок и могут ответить на вопросы учителя по материалу урока.
Ход занятия:
Оргмомент
. -1 мин.
Изложение новой темы. -17 мин.
Практическая деятельность. -20 мин.
Подведение итогов. -7 мин.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
2. Изложение новой темы:
Здравствуйте, ребята! Слово «Натюрморт» стало для вас уже привычным за время обучения. Что ни натюрморт, то новая учебная задача, упражнение для руки, глаза, ума.
Вопрос: Кто помнит, как переводится с французского слово «натюрморт»?
Предполагаемый ответ: «Мёртвая природа».
Учитель: Да, правильно. Натюрморт с фр. nature morte переводится как «мёртвая природа». Но художники, работающие в жанре натюрморта, предпочитают другой перевод перевод этого слова –голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life - «тихая жизнь», «застывшая жизнь». Это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевлённых предметов.
Но давайте сразу разграничим понятия «творческий натюрморт» и «учебный». Посмотрите на примеры творческого натюрморта.
Учитель демонстрирует репродукции картин: К. Петров-Водкин «Селёдка»1918г.,
Учитель: Умение ставить натюрморт пригодится вам для выполнения домашнего задания (при написании этюдов).Есть общие правила постановки натюрморта (хотя готовых рецептов нет).
Тема (название). Определить тему натюрморта можно исходя из заинтересовавшего вас предмета - он и будет главным, из учебной задачи, из эмоционального состояния (если грусть, то поставить натюрморт в сближенной цветовой гамме, в пастельных тонах). Немного примеров тематики натюрмортов: цветы и фрукты, охотничий, национальный, стекло, завтрак, детский/женский/мужской, винный, натюрморт художника, морской, книжная полка, чайный/кофейный, дачный и тд.
Предметы должны быть подобраны по смысловому значению.
Нежелательно совмещать несовместимое. Например, грязные ботинки и хрустальную вазу.(хотя в творческом натюрморте такое соседство может иметь место и выражать, например, противоречие или протест).
Композиция.
Ставить предметы нужно просто, стремясь к естественному. Не стоит ставить в ряд, старайтесь создать плановость и показать глубину пространства. Также не сгребайте предметы в кучу и не расставляйте их слишком далеко друг от друга. Линии предметов должны быть разными по наклону, создавая ритм, движение. Также предметы не должны «целоваться». Необходимо совмещать предметы разных размеров и формы.
Чем разнообразнее, тем интереснее будет натюрморт. Обязательно должен быть главный предмет, к которому обычно подбирается всё остальное. Одинаковые по высоте предметы должны быть очень разными по форме и их необходимо ставить на разный уровень.
Композиция натюрморта должна быть ясной и читаемой. Натюрморт должен вписываться в какую-либо геометрическую форму (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал) или должен быть выстроен по какой-либо оси (вертикали, горизонтали, диагонали). Перед вами – репродукции работ известных художников и схемы композиции этих натюрмортов. Следует соединить натюрморт с подходящей ему схемой. У двух натюрмортов схем нет, их надо нарисовать.
Учитель вызывает учащихся для выполнения задания.
Учитель: Все согласны? Есть ли у вас вопросы?
Следующее правило: Выбирайте равновесие. Яркие «кричащие» по цвету предметы можно уравновесить монохромными предметами и драпировками. Уравновесить надо и массы предметов, найти внутреннюю связь предметов, драпировок, их складок.
Соблюдайте плановость, тем самым вы покажете глубину пространства натюрморта. Поскольку первый план требует детальной проработки, сюда ставим предметы яркие, контрастные, мелкие по форме (ветка рябины, винограда, сливы и т.п.) На втором плане – композиционный центр натюрморта, обычно самый крупный объект и уравновешивающие его предметы средней величины. Лучше, если они будут однотонные (локально окрашенные). Предметы эти пишутся широко, более обобщённо чем первый план.
Фон по цвету не должен быть активнее предметов (в учебной постановке). В первых натюрмортах лучше применять нейтральные цвета, это поможет легче передать пространство. Но драпировки – это не только фон. Складки и направления драпировок желательно уложить так, чтобы они направляли взгляд зрителя к центру композиции. Не увлекайтесь большим количеством драпировок, попробуйте обойтись минимумом.
Общий колорит натюрморта зависит от задачи. Чтобы легче передать пространство, на первый план ставим предметы с тёплой окраской, контрастные, т.к. они воспринимаются ближе. Холодные, нейтральные и обобщённо прописанные – воспринимаются относительно первого плана как уходящие в глубину.
Поддержка цвета. Цвета должны перекликаться между собой. Например, зелёную бутылку поддерживает зелёный в листьях букета, красный в арбузе поддержан красным орнаментом на полотенце, желтые розы поддерживает золотая кайма на кувшине, и т. д. Также обращайте внимание на поддержку тона, если натюрморт сложный и контрастный по тону.
Учитель: Теперь вы разделитесь на группы по 2-3 человека и попытаетесь поставить натюрморт согласно тем правилам, которые мы разобрали.
3. Практическая деятельность учащихся. Учащиеся ставят натюрморты.
4. Подведение итогов:
Учитель: Ребята, как вы считаете, какая из постановок самая удачная и почему? Какую бы вы захотели написать?
Учащиеся высказывают свои версии и совместно находят ошибки, выбирают самую удачную постановку.
Учитель: Да, я с вами согласна. В данном случае наиболее полно применены правила постановки натюрморта. Спасибо за работу на уроке. До свидания.
Приложение
Наглядная игра «Найди схему натюрморта».
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат