ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕШЕНИИ АРИФМЕТИЧЕСКИХ
ЗАДАЧ
Аннотация.
В данной статье рассмотрена сущность универсальных учебных действий. Были выделены некоторые методические приемы обучения младших школьников решению арифметических задач, которые могут способствовать формированию у них универсальных учебных действий.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, арифметическая задача, методический прием, системно-деятельностный подход.
Универсальные учебные действия — базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни [1].
Системно-деятельностный подход к обучению – одно из основных требований современного образования. Основные принципы деятельностного подхода к обучению были заложены во второй половине ΧΧ в. отечественными учеными: Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым и др. Одним из составляющих этого подхода является развитие у младших школьников предметных и метапредметных умений.
Федеральные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) уделяют пристальное внимание развитию УУД через решение текстовых задач. К такого рода задачам относятся задачи, которые требуют выбора арифметических действий, выполнение вычислений для получения ответа на поставленный вопрос. Однако новая парадигма начального образования, направленная на социальное, познавательное, коммуникативное и информационное развитие младших школьников, не только требует овладения общим умением решать арифметические задачи, но и значительно расширяет содержание самого понятия текстовая задача [4].
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования описаны такие метапредметные умения, как познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Под познавательными умениями понимаются использование знаковосимволических средств, действия анализа, синтеза, обобщения, сравнение, группировка объектов, их классификация, моделирование и др.
Регулятивные умения включают в себя: планирование своих действий при решении задачи, действие по инструкции, оценивание результата своей деятельности, осознание трудности, поиск причин трудностей и способов их преодоления и т.п..
Коммуникативные умения рассматриваются как умение слушать и слышать, корректно высказывать свое несогласие с мнением одноклассника
или учителя, задавать вопросы и т.д. Отличительной чертой деятельностного подхода является включение
каждого обучающегося в учебный процесс в качестве активного субъекта обучения. Поэтому меняется функция педагога – он перестает быть основным источником информации, в современном мире учителю
необходимо организовать обучение ребенка таким образом, чтобы ученики стремились к самостоятельному «открытию» новых знаний. Необходимо не просто дать детям минимальный набор знаний, умений, навыков, а научить их способам действий, которые помогут при решении определенных
учебных, а впоследствии, и жизненных ситуаций. Овладение детьми универсальными учебными действиями способствует не только формированию «умения учиться», но и является важным элементом
социализации младшего школьника [3, с. 422].
Одним из средств формирования универсальных учебных действий на уроках математики является арифметическая задача. Щербакова Е.И.определяет, что «арифметическая задача – это простейшая, сугубо математическая форма отображения реальных ситуаций, которые одновременно близки, понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются» [5].
Рассмотрим некоторые приемы обучения младших школьников решать арифметические задачи, которые могут поспособствовать формированию УУД.
Восстановление текста задачи по ее решению [2, с. 35].
Дополнение схемы по условию задачи [2, с.10].
Заполнение таблицы по условию задачи [3, с. 73].
Вывод
Использование данных приемов помогает разнообразить деятельность учащихся при обучении решению задач, а также способствует формированию умения решать задачи, умения переводить один вид информации в другой (символическую в вербальную, схематическую в вербальную, вербальную в схематическую и т.д.), коммуникативные, познавательные и регулятивные умения.
Библиографический список:
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ –М.: Просвещения, 2010.
2. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь для 3 класса начальной школы. М., 2015.
3. Немкина Е.С. Арифметическая задача как средство социализации младших школьников // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве: Материалы всероссийской конференции с международным участием (Белгород, 26–27 ноября 2015 г.).
Белгород, 2015.
5. Щербакова Е.И. Методика ознакомления детей с
арифметическими задачами и примерами//Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб.заведений. - М: Издательский центр «Академия», 1998. - с. 202-212
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат