Гамидова Фаина Сергеевна
ГБДОУ № 35 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Формы и методы работы воспитателя по эмоциональному развитию старших дошкольников средствами певческой деятельности
Певческая деятельность является самым доступным видом детского музыкального исполнительства, каждый человек с самого рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно – певческим голосом.
Пение развивает коммуникативные особенности ребенка. В процессе совместного пения создается эмоциональная атмосфера, способствующая формированию сплоченности, сотрудничества, взаимопонимания. Преимущество совместного пения заключается в том, что при нем каждый участник вовлекается в певческий процесс.
Успех работы воспитателя в решении задач эмоционального развития во многом зависит от того, насколько глубоко он осознаёт воспитательные значение хорового пения, владеет методами и приемами певческого развития дошкольников, знает особенности детского голоса, умеет организовать работу по освоению песенного материала.
В методике обучения пению важна предварительная подготовка педагога. Воспитатель, организующий певческую деятельность должен знать, что работу над песней условно можно разделить на 3 этапа.
На первом этапе ребенок воспринимает песни в исполнении педагога или в записи. Цель первого этапа работы над песней – заинтересовать детей содержанием песни, пробудить в них желание выучить и исполнить песню. Метод беседы, применяемый педагогом на данном этапе, позволяет раскрыть ребенку содержание музыкального произведения, выявить средства музыкальной выразительности, с помощью которых создается музыкальный образ, настроить детей на характер исполнения песни. На этом этапе дети приобретают первоначальные сведение о музыке, узнают о характере звучания, динамике. Эти сведения дети используют в ответах, рассказывая о содержании песни.
Второй этап работы связан с разучиванием песни. Ведущее значение на данном этапе имеет практический метод, в ходе которого реализуется формирование вокально-певческих навыков.
На этом этапе ребенок осваивает основные вокально-певческие умения и навыки: певческая установка, навык звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования, ансамбля.
Остановимся на каждом из них. Необходимым условием правильного певческого звучания голоса считается певческая установка – правильная поза во время пения. Это связано с тем, что прямое положение корпуса и головы обеспечивает естественные движения (вдоха, выдоха) как в дыхательных органах, так и в голосовом аппарате.
Навык звукообразования связан с овладением способа извлечения звука. Важнейшим условием выступает умение детей петь без напряжения, выразительно, естественным голосом. Одна из главных задач педагога заключается в том, чтобы привить ребенку навык канителеного (связного) пения, основанного на способности петь протяженно. Развитию протяженного звуковедения способствуют песни в умеренном и медленном темпе.
Качество звукообразования зависит от правильного дыхания. Важно следить за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. Необходимо научить ребёнка рационально использовать дыхание и управлять им в процессе пения. Разучивают песню, обычно сидя, выученные песни исполняют стоя, так как в этом положении дыхательные мышцы работают лучше.
Работа над дикцией связана с работой по развитию детской речи. Важное значение имеет при этом работа над правильным произношением гласных и согласных звуков. При развитии дикции необходимо уделять внимание работе рта, губ и нижней челюсти.
Чистота вокального интонирования характеризуется интонационно точным воспроизведением мелодии. Это самый сложный певческий навык. Он связан с развитием музыкального слуха, ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.
Навык ансамблевого пения. Чувство ансамбля характеризуется умением согласовывать свое пение с пением других, не выделяясь по силе звука. Навык ансамблевого пения формируется постепенно, по мере накопления музыкального опыта ребенка.
Для развития первых музыкально-слуховых представлений используется метод сравнения: исполняются одинаковые фразы, имеющие разные окончания. Разучиванию песни способствуют следующие приемы – выразительное исполнения песни или прослушивание песни в записи, показ отдельных певческих фрагментов, словесные указания, разъяснения заданий, указания к исполнению.
Чтобы поддержать интерес к песне, часто пропадающий после нескольких занятий, необходимо использовать различные педагогические приемы, такие как связывать пение с другими видами деятельности: движениями, игрой на музыкальных инструментах, создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры, проблемные задания.
Третий этап работы над песней – её закрепление. На этом этапе желательно проверить, как песня усвоена каждым ребенком. При этом можно использовать прием драматизации песни «по ролям».
Роль воспитателя в осуществлении певческой деятельности на занятие проявляется в следующем. В распевании воспитатель не участвует, чтобы не мешать детям, так же, как и в быстрых опросных упражнениях. Если для упражнения детей делят на группы, воспитатель поет с одной из них.
Показателем успешности проведенной работы может выступать включение детьми песен в игры в самостоятельной музыкальной деятельности. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольника занимает особое место при использовании певческой деятельности в быту детского сада. Она является средством самовыражения ребенка в пении музыке вообще, ярким проявлением потребности, когда ребенок обращается к ней по собственной инициативе. Самостоятельные проявления в певческой деятельности возникают только тогда, когда у детей воспитан интерес к пению и когда они владеют необходимыми певческими умениями и навыками.
Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, по мнению педагогов – музыкантов Н.А. Ветлугиной и А.В.Кенеман, требуют особого подхода. В свою очередь Е.Дубровская предлагает некоторые методические приемы, способствующие осознанному и выразительному исполнению, поддержания интереса детей к певческой деятельности, которые могут быть использованы воспитателем в свободной, игровой деятельности детей, что будет оказывать помощь музыкальному руководителю в развитии певческих навыков дошкольников:
петь в различных построениях
(
традиционно, «по уголкам», в кучке, в кругу, врассыпную);
петь по рядам, цепочкой, по музыкальным фразам, с солистами, с дирижером, без музыкального сопровождения;
обыграть выступление, проигрыш, заключение, запев, припев.
Так, например, воспитатель может организовать с детьми песенную игровую драматизацию «Паук и муха», способствующую развитию эмоциональности, песенного творчества, умения чисто интонировать мелодию.
Для развития эмоциональной выразительности дикции и артикуляции можно предложить детям игру «Сломанный телефон», которую целесообразно проводить со всей группой одновременно. Перед игрой, настраивая их на выразительное пение, предложить представить, что они выступают по телевизору, но по техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы, папы, бабушки смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимики и настроению детей узнать, о чем песня, понять слова.
Особое значение для эмоционального развития детей имеет высокохудожественный репертуар, который осваивается в определённой системе и по последовательности. При подборе песенного репертуара воспитателю необходимо учитывать рекомендации, предложенные О.П. Радыновой:
содержание песен должно отражать круг интересов ребенка;
воспитатель должен внимательно просмотреть текст песни, прочитать его выразительно вслух;
обратить внимание на диапазон мелодии;
обратить внимание
на протяженность музыкальных фраз и проанализировать их;
проанализировать особенности мелодии и ритмического рисунка
.
Говоря о детском музыкальном репертуаре, А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская отмечают, что музыкальная культура нашей страны обладает уникальной коллекцией музыкальных произведений для детей (песни В. Шаинского,Г. Гладкова, Е.Крылатова). Музыкальные же произведения, предлагаемые современными авторами, часто трудны для детского пения.
Педагоги - музыканты едины во мнении о том, что самый подходящий материал для занятия с детьми всех возрастов, отвечающий требованиям художественности и доступности – народный фольклор – детские попевки, хороводные игры:
их мелодии просты и доступны дошкольникам: они несложные по ритму и тексту (
«Петушок»,
«Василек», «Андрей - Воробей»);
ритм несложных народных мелодий простой;
куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению;
запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность детям петь не все время, а с отдыхом;
Для русской песенной культуры характерно синтетическое, импровизированное, игровое, творческое начало. Именно поэтому дошкольников приобщать к певческой деятельности в повседневной жизни лучше всего через песенно-игровые традиции, календарно - обрядовые праздники.
Праздники и утренники занимают особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Его основные задачи:
создать радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный настрой;
обогатить новыми впечатлениями, сформировать разнообразные эмоции и чувства, являющиеся важнейшим условием развития личности;
воспитывать праздничную культуру (традиции праздников, гостевой этикет).
Поэтому праздники в дошкольном учреждении должны быть яркими, наполненные радостью и весельем, торжественными событиями, оставляющими неизгладимый след в памяти ребенка.
Певческая деятельность является ведущим компонентом праздника и, объединяя синтез искусств – музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство (оформление), создает у детей эмоциональный настрой. Определяющими в подборе песен являются тематика и содержания праздника.
Развлечения традиционно рассматриваются как одна из форм активного отдыха детей – дошкольников, которая носит компенсационный характер, так как они возмещают рутину будничной и однообразной обстановки.
Развлечение могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют певческие умения и навыки, полученные на занятиях, а с другой в увлекательной форме вызывают потребность в познании новых песен, расширяют кругозор, формируют художественно – эстетический вкус и развивают исполнительские способности.
Цель развлечений – обогатить музыкальные впечатления и эмоциональную сферу детей, расширить их представление об окружающем мире и взаимосвязи искусств. Деятельность детей на вечерах развлечений определяется их возрастными особенностями. Старшие дошкольники действуют уверенно, проявляют известное творчество, оценивают собственные выступления и выступления других детей. Детские песни могут звучать на таких видах развлечений как: тематические музыкальные вечера, беседы – концерты, народные игры и забавы, концерты детской самодеятельности.
В заключении следует отметить, что в качестве критериев эмоционального развития в певческой деятельности важно рассматривать не число разученных песен, а музыкальную восприимчивость детей, их красивое, выразительное, эмоциональное пение, любовь к нему и потребность в нём.
Список использованной литературы:
Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду: учебник.
М.: Просвещение, 1989.
270 с
Гончарова О.В. Современные подходы к созданию программного обеспечения музыкального развития дошкольников. Волгоград: Перемена, 2010.
Радынова
О.П.,
Катинене
А.И. Музыкальное воспитание дошкольников.
М. :
академия Москва, 1998. 240
с.
Праслова
Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста.
СПб.:
Детство-Пресс, 2005
.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат