Использование приемов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
«Мне хотелось бы рисовать так, как это делают дети – для них не существует законов и пропорций, поэтому их рисунки полны экспрессии и жизни…»
Пабло Пикассо
Зачастую люди испытывают затруднения при вербальном выражении мыслей и чувств. «Левополушарная цензура сознания» может не пропускать слова, но перед образами и символами, перед спонтанным выбором цветовых пятен она абсолютно бессильна. «Правополушарные» творческие виды деятельности – это, можно сказать, своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам. И здесь нам на помощь приходит арт-терапия.
Современная арт-терапия — метод психотерапии, в котором широко используются художественные приемы и творчество. Существует множество разнообразных арт-терапевтических техник.
Арт-терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется комплексом теоретических и практических идей, новых технологий; многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями; относительной самостоятельностью от других составляющих педагогической действительности.
На занятиях по педагогической арт-терапии наблюдаются и качественные изменения личности ребенка: это не только вытеснение предшествующего негативного опыта (застенчивости, неуверенности в своих силах, подавленности, страха публичных выступлений и т. д.), но и обогащение новыми способами художественной деятельности, приобретение новых возможностей, активизация внутренних ресурсов (уверенность в себе, удовольствие от активной художественной деятельности, радость от общения).
В современном мире требования к детям становятся выше, что нередко приводит к перегрузке и появлению проблем в обучении и воспитании. Не каждый ребёнок может объяснить словами, что его что-то беспокоит. Более того, не каждый даже осознаёт это. Арт-терапия помогает ребенку невербально выразить свои тревоги, а педагогу — понять потребности и проблемы детей.
Занятия правополушарным рисованием оказывают прекрасный психотерапевтический эффект, помогают стать воспитанникам более раскрепощенными и эмоциональными. Специалисты считают, что данный вид рисования является новым методом лечения депрессии, гиперактивности, повышенной тревожности без лекарственных препаратов.
Быстрое обучение рисованию происходит за счет включения в работу правого полушария мозга. Работы, выполненные по данной методике, при обычном их простом сюжете, удивляют своей живостью, глубиной, необычностью, излучая эмоциональное состояние.
Техника правополушарного рисования включает в себя различные упражнения, оригинальность и непонятность которых помогает отключать логику. Одно из самых действенных упражнений - копирование перевернутых контурных рисунков. Еще очень эффективно креативное рисование пальцами, выход за границы листа и т.д. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария, не обращая внимания на логику, дети переносят на бумагу свое видение предмета, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно.
Мы не просто учим рисовать, мы обучаем видеть и ценить прекрасное, при помощи нанесения мазков находить духовное равновесие и учиться самовыражению.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат