Обучение детей с ОВЗ грамоте с использованием альтернативной коммуникации
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляют собой особую категорию учащихся, требующую к себе внимательного и специализированного подхода в образовательном процессе. Ситуация, в которой они оказываются, часто имеет свои корни в различных нарушениях – от проблем с восприятием информации до физических ограничений, что впоследствии сказывается на их способности осваивать грамоту и другие учебные навыки. Появление таких детей в образовательной системе предъявляет особые требования к ней, в частности, к подготовке педагогов и организации учебного процесса [1].
В последние десятилетия в России наблюдается рост числа детей с ОВЗ, что связано не только с улучшением диагностики, но и с изменением общественного мнения о необходимости их интеграции в образовательные учреждения. Многие из этих детей способны успешно осваивать общеобразовательные программы, однако нахождение в условиях специализированного обучения может привести к социальному отчуждению и эмоциональному дискомфорту. В этом контексте становится особенно важным создание инклюзивной образовательной среды, где они могли бы учиться наравне с другими детьми, не испытывая чувства изоляции [2][3].
К сожалению, недостаток индивидуализированного подхода в образовательной системе остается острой проблемой. Традиционные методы обучения зачастую не учитывают особенности детей с ОВЗ, что приводит к их низкой учебной мотивации и стойким трудностям в освоении программ. Изменения в учебных планах и адаптация образовательных технологий становятся необходимыми шагами для достижения успеха в обучении таких детей. Необходимость в постоянной переподготовке педагогов также нельзя игнорировать, так как их компетенции напрямую влияют на качество образовательного процесса [3].
Методы педагогической работы с детьми с ОВЗ должны охватывать широкий спектр подходов, учитывающих как особенности восприятия информации каждой категории детей, так и их собственные потребности. Использование разнообразных материалов и форм работы, включая игровые методики и элемент артистической деятельности, способствует повышению интереса к учебе и развитию коммуникативных навыков. Важно отметить, что корректное применение таких методов требует от педагогов глубокого понимания не только предметного содержания, но и психологических аспектов взаимодействия с детьми [5].
Каждый ребенок с ОВЗ обладает уникальным набором способностей и возможностей. Таким образом, право на образование, которое предоставляет равные шансы для всех, становится не только задачей педагогов, но и всего общества. Эффективное сотрудничество между школами, семьями, специалистами и общественными организациями может создать необходимые предпосылки для успешного обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Это, в свою очередь, будет способствовать их интеграции в общество и успешной самореализации в будущем [1][4].
Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) представляет собой обширную область, охватывающую разнообразные методы и технологии, помогающие людям, особенно детям с особыми образовательными потребностями, вести общение без использования устной речи. В последние десятилетия подтверждено, что АДК является важным инструментом для поддержания взаимодействия, обучения и социального участия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [6].
Среди основных компонентов АДК можно выделить использование жестов, символов, картинок, а также специализированных устройств, которые генерируют речь. Эти средства позволяют детям более эффективно передавать свои мысли и эмоции, что, в свою очередь, приводит к улучшению их социальных навыков и возможностей для взаимодействия с окружающими [7]. Применение АДК также было связано с положительным влиянием на развитие абстрактного мышления, что является неотъемлемой частью образовательного процесса для детей с ОВЗ [8].
На практике разнообразие АДК включает как простые жесты, так и сложные системы, основанные на высоких технологиях. Простые жесты могут быть непосредственно воплощены в формах дактильной и жестовой речи, что легко реализуется в классе, позволяя детям взаимодействовать друг с другом и с учителями. Более сложные варианты, такие как устройства с синтезатором речи или специальные приложения на планшетах, начинают использоваться, когда требуется более детализированное и точное выражение мыслей и желаний [9].
Психологические аспекты использования АДК столь же важны, как и их методические и технологические составляющие. Поскольку многие дети с ОВЗ сталкиваются с барьерами в общении, применение АДК способствует снижению социальной изоляции и повышению самооценки ребенка. Дети, имеющие доступ к альтернативным способам коммуникации, имеют больше возможностей для самовыражения, что в свою очередь стимулирует их желание взаимодействовать с окружающими, способствуя развитию социальных навыков. Это является ключевым моментом для культурной и эмоциональной интеграции детей в общество [7].
Внедрение АДК в образовательный процесс требует от педагогов особого подхода, чтобы обеспечить не только внедрение технологий, но и понимание эмоционального контекста, в котором они используются. Важно, чтобы учителя и специалисты понимали, каким образом различные средства коммуникации могут поддерживать развитие и обучение детей. Усвоение новых средств общения требует времени, терпения и упорства как от детей, так и от педагогов, что может быть достигнуто через последовательную и систематическую работу [8].
Использование АДК в обучении грамоте также имеет свои особенности. С помощью различных символов и знаков дети могут начать осваивать навыки чтения и письма. Учителя могут интегрировать АДК в занятия, предлагая учащимся использовать специальные карты, на которых есть изображения объектов, и соединять их со звуками и буквами — это позволяет не только наглядно продемонстрировать материал, но и вовлечь детей в процесс обучения [10].
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в сфере грамоты представляет собой сложный педагогический процесс, на который необходимо взглянуть с разных сторон. Учитывая разнообразие нарушений, потребуется применять множество методик и подходов, чтобы достигнуть максимального эффекта. Одним из важных аспектов этого обучения является развитие фонематического восприятия, без которого нельзя реально рассчитывать на успешное овладение детьми навыками чтения и письма. Узнавание, различение и анализ звукового состава слов формируют основу для грамотности, и именно это необходимо укреплять в процессе обучения [11].
Игровые технологии становятся важным инструментом не только для подготовки детей к обучению грамоте, но и для поддержания интереса и мотивации. Использование игры в образовательном процессе помогает не только расслабить атмосферу, но и способствует развитию психических функций, необходимых для успешного изучения письма и чтения [12]. Благодаря игровым элементам уроки становятся более увлекательными, и дети с ОВЗ вовлекаются в них активнее. Они учатся взаимодействовать и социализироваться в процессе игры, что положительно сказывается и на их итоговых показателях в обучении.
Лэпбук — это еще один современный метод, который может быть применен в работе с детьми с ОВЗ. Он представляет собой папку с картинками, текстовой информацией и элементами для заполнения, что позволяет организовать изучение в интерактивной форме. Лэпбуки могут помочь в наглядном представлении информации и двигательно-развивающих заданиях, делая их учебный процесс более интересным и захватывающим [13]. Работа с лэпбуками позволяет использовать визуальные стимулы, что важно для детей, у которых могут быть затруднения с пониманием устной информации.
Адаптация методического обеспечения и индивидуальный подход к каждому ребенку остаются важными аспектами на всех этапах обучения. Поскольку каждое нарушение имеет свои особенности, педагоги должны разрабатывать персонализированные программы, которые смогут учесть как сильные стороны, так и потребности ребенка [14]. Это помогает создавать более эффективные методы обучения и увеличивает шансы на успех.
Таким образом, интеграция различных методов и технологий в обучение грамоте детей с ОВЗ не только повышает уровень их подготовки, но и способствует развитию необходимых навыков для полноценного общения. Важно учесть специфические нюансы, связанные с каждым ребенком, и избегать стереотипов в отношении их возможностей. Основная задача педагога заключается в том, чтобы направить и адаптировать процесс обучения так, чтобы он стал максимально эффективным и комфортным для каждого ученика.
Список литературы
1. Проблемы обучения и пути их преодоления в работе с детьми... [Электронный ресурс] // nsportal.ru - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2020/02/17/problemy-obucheniya-i-puti-ih-preodoleniya-v-rabote-s, свободный. - Загл. с экрана
2. Статья «Актуальные проблемы развития и обучения детей...» [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
3. Основные проблемы обучения детей с ОВЗ [Электронный ресурс] // urok.1sept.ru - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/695079, свободный. - Загл. с экрана
4. Доклад "Проблемы обучения детей с ОВЗ" [Электронный ресурс] // infourok.ru - Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-problemi-obucheniya-detey-s-ovz-3412398.html, свободный. - Загл. с экрана
5. Проблемы развития и обучения детей с ОВЗ. Воспитателям... [Электронный ресурс] // www.maam.ru - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/problemy-razvitija-i-obuchenija-detei-s-ovz.html, свободный. - Загл. с экрана
6. Альтернативная и дополнительная [Электронный ресурс] // happy59.com - Режим доступа: https://happy59.com/res/content/docs/f1066_digest_0_file.pdf, свободный. - Загл. с экрана
7. Психологические особенности альтернативной коммуникации [Электронный ресурс] // infourok.ru - Режим доступа: https://infourok.ru/psihologicheskie-osobennosti-alternativnoy-kommunikacii-1283719.html, свободный. - Загл. с экрана
8. ОВЗ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2017. [Электронный ресурс] // tc-sfera.ru - Режим доступа: https://tc-sfera.ru/upload/iblock/2f9/2f9289455206f1eb4b942d0d66f2065a.pdf, свободный. - Загл. с экрана
9. Как работает альтернативная и дополнительная коммуникация [Электронный ресурс] // niidpo.ru - Режим доступа: https://niidpo.ru/blog/kogda-slov-nedostatochno-kak-rabotaet-alternativnaya-i-dopolnitelnaya-kommunikaciya, свободный. - Загл. с экрана
10. Альтернативная и дополненная коммуникация — Википедия [Электронный ресурс] // ru.wikipedia.org - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/альтернативная_и_дополненная_коммуникация, свободный. - Загл. с экрана
11. Доклад по теме :"обучение грамоте детей с овз.инновационные..." [Электронный ресурс] // nsportal.ru - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/09/27/doklad-po-teme-obuchenie-gramote-detey-s-ovz, свободный. - Загл. с экрана
12. «Обучение грамоте детей с ограниченными возможностями...» [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
13. Технологии для подготовки детей с ОВЗ к обучению грамоте [Электронный ресурс] // www.prodlenka.org - Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/558134-tehnologii-dlja-podgotovki-detej-s-ovz-k-obuc, свободный. - Загл. с экрана
14. Обобщение опыта «Игровые технологии как средство обучения...» [Электронный ресурс] // www.maam.ru - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/obobschenie-opyta-po-teme-igrovye-tehnologi-kak-sredstvo-obuchenija-gramote-detei-s-ovz.html, свободный. - Загл. с экрана
15. Методическая разработка "Обучение грамоте детей с ОВЗ" [Электронный ресурс] // multiurok.ru - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/metodicheskaia-razrabotka-obuchenie-gramote-detei.html, свободный. - Загл. с экрана
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат