Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Развитие исследовательских навыков у младших школьников". Работа №7710

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Развитие исследовательских навыков у младших школьников"
Работа:

Развитие исследовательских навыков у младших школьников

Рагузина Алена Александровна, Агафонова Елена Владимировна

учителя начальных классов

МБОУ «Школа №101 имени П.А.Полушкина-Центр образования»

Советского района г. Казани

Формирование исследовательских умений у младших школьников является необходимым условием в контексте ФГОС начального общего образования.

Младший школьный возраст имеет внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру, как культурологического понятия. Поэтому целесообразно вовлекать учащихся в деятельность, которая характеризуется мотивированностью, пониманием личностного смысла, предметной направленностью, занимательностью и освоению историко-обществоведческих знаний.

Исследовательская ситуация создает субъектную позицию ученика начальной школы, стимулирует к развитию познавательного интереса и положительной мотивации к познанию историко-обществоведческих знаний.

Самостоятельные исследования, проводимые детьми, помогают совершить им собственные маленькие открытия на пути постижения патриотизма, стойкости и мужества, единства и сплоченности, трудолюбия и самоотверженности, любви к Родине, благодаря которым сумело выстоять и одержать Победу старшее поколение. Младший школьник привлекается к исследованию материала школьного архива, семейных архивов, предметов реликвии, семейных традиций, вступая в диалог поколений.

Данный подход расширяет возможности учителя начальной школы в формировании исследовательских умений при изучении историко-обществоведческого материала, стимулирует ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии, способствуя воспитанию ценностного отношения и развивая личностную культуру ребенка.

Бесконечно много таких моментов в жизни человека, когда неожиданно меняется привычная жизненная ситуация. В том случае, когда ситуация становится нестандартной, автоматизированное реагирование не срабатывает и включается иной механизм — механизм поисковой активности. Включение механизма поисковой активности порождает исследовательское поведение. Само исследовательское поведение может быть конструктивным, выверенным логически. То есть построенном на анализе собственных действий, синтезе получаемых результатов, оценке — логическом прогнозе. Такое поведение приобретает  характер исследовательской деятельности.

Развивать исследовательские способности начинаем с первого класса послебукварного периода. Учащиеся каждой возрастной группы овладевают определёнными методами исследования по степени повышения сложности, учитывая возрастные особенности. В каждом новом учебном году закрепляются полученные навыки предыдущего года, и дети знакомятся с новыми методами исследования.

Исследовательское поведение особенно ценно тем, что это создает надежный фундамент для постоянного преобразования процессов обучения и развития – самообучение, саморазвитие.

Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская практика – один из самых эффективных. Умение и навыков исследования, самостоятельного, творческого постижения истины, полученные в детских играх, легко прививается и переносится в дальнейшем во все виды деятельности. С целью привить детям навыки и умения исследовательского поведения, мы использовали исследовательские методы в своей работе. Прежде чем начать работу, настроили родителей на совместную работу с детьми, оказание посильной помощи и моральной поддержки.

Наши дети участвуют с 1 класса. Все исследовательские работы и проекты детей выполнялись по схеме:

-Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);

-Выбор темы исследования;

-Разработка гипотезы;

-Сбор и обработка информации;

-Анализ и обобщение полеченных материалов;

-Подготовка отчета (сообщение по результатам исследования);

-Доклад (защитить его публично, ответить на вопросы).

Самыми сложными в работе с младшими школьниками является теоретические темы. Теоретические исследования проводятся на основе изучения текстовых и иллюстрационных источников. Ребенок собирает в итоге такого исследования большую информацию, ее надо не только понять, но и проанализировать, сопоставить, обобщить.

На основании проведенного исследования я пришла к заключению, что для того, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать исследовательскую активность поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать.

Исследовательский путь познания помогает школьнику увидеть гармонические связи между явлениями и фактами, картину природы как связного целого, это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Ребенка необходимо учить специальным знаниям, умением и навыкам исследовательской деятельности.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной начальной школы.

Литература:

1.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: – М.: АРКТИ, 2016г

2.Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2, 2017г

3.Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3, 2015г

4.Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1, 2014г

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X