Развитие исследовательских навыков у младших школьников
Рагузина Алена Александровна, Агафонова Елена Владимировна
учителя начальных классов
МБОУ «Школа №101 имени П.А.Полушкина-Центр образования»
Советского района г. Казани
Формирование исследовательских умений у младших школьников является необходимым условием в контексте ФГОС начального общего образования.
Младший школьный возраст имеет внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру, как культурологического понятия. Поэтому целесообразно вовлекать учащихся в деятельность, которая характеризуется мотивированностью, пониманием личностного смысла, предметной направленностью, занимательностью и освоению историко-обществоведческих знаний.
Исследовательская ситуация создает субъектную позицию ученика начальной школы, стимулирует к развитию познавательного интереса и положительной мотивации к познанию историко-обществоведческих знаний.
Самостоятельные исследования, проводимые детьми, помогают совершить им собственные маленькие открытия на пути постижения патриотизма, стойкости и мужества, единства и сплоченности, трудолюбия и самоотверженности, любви к Родине, благодаря которым сумело выстоять и одержать Победу старшее поколение. Младший школьник привлекается к исследованию материала школьного архива, семейных архивов, предметов реликвии, семейных традиций, вступая в диалог поколений.
Данный подход расширяет возможности учителя начальной школы в формировании исследовательских умений при изучении историко-обществоведческого материала, стимулирует ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии, способствуя воспитанию ценностного отношения и развивая личностную культуру ребенка.
Бесконечно много таких моментов в жизни человека, когда неожиданно меняется привычная жизненная ситуация. В том случае, когда ситуация становится нестандартной, автоматизированное реагирование не срабатывает и включается иной механизм — механизм поисковой активности. Включение механизма поисковой активности порождает исследовательское поведение. Само исследовательское поведение может быть конструктивным, выверенным логически. То есть построенном на анализе собственных действий, синтезе получаемых результатов, оценке — логическом прогнозе. Такое поведение приобретает характер исследовательской деятельности.
Развивать исследовательские способности начинаем с первого класса послебукварного периода. Учащиеся каждой возрастной группы овладевают определёнными методами исследования по степени повышения сложности, учитывая возрастные особенности. В каждом новом учебном году закрепляются полученные навыки предыдущего года, и дети знакомятся с новыми методами исследования.
Исследовательское поведение особенно ценно тем, что это создает надежный фундамент для постоянного преобразования процессов обучения и развития – самообучение, саморазвитие.
Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская практика – один из самых эффективных. Умение и навыков исследования, самостоятельного, творческого постижения истины, полученные в детских играх, легко прививается и переносится в дальнейшем во все виды деятельности. С целью привить детям навыки и умения исследовательского поведения, мы использовали исследовательские методы в своей работе. Прежде чем начать работу, настроили родителей на совместную работу с детьми, оказание посильной помощи и моральной поддержки.
Наши дети участвуют с 1 класса. Все исследовательские работы и проекты детей выполнялись по схеме:
-Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);
-Выбор темы исследования;
-Разработка гипотезы;
-Сбор и обработка информации;
-Анализ и обобщение полеченных материалов;
-Подготовка отчета (сообщение по результатам исследования);
-Доклад (защитить его публично, ответить на вопросы).
Самыми сложными в работе с младшими школьниками является теоретические темы. Теоретические исследования проводятся на основе изучения текстовых и иллюстрационных источников. Ребенок собирает в итоге такого исследования большую информацию, ее надо не только понять, но и проанализировать, сопоставить, обобщить.
На основании проведенного исследования я пришла к заключению, что для того, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать исследовательскую активность поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать.
Исследовательский путь познания помогает школьнику увидеть гармонические связи между явлениями и фактами, картину природы как связного целого, это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Ребенка необходимо учить специальным знаниям, умением и навыкам исследовательской деятельности.
Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной начальной школы.
Литература:
1.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: – М.: АРКТИ, 2016г
2.Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2, 2017г
3.Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3, 2015г
4.Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1, 2014г
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат