Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Социально- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в образовательном процессе в современном мире. Работа №77123

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Социально- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в образовательном процессе в современном мире
Работа:

Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в образовательном процессе в современном мире

 

Алешина Наталья Викторовна, воспитатель

ГБУОО ЗО МСКОШИ "Гармония", г. Мелитополь

 

Аннотация.   Статья посвящена вопросам социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с интеллектуальными нарушениями, в образовательном процессе в дошкольном учреждении. Автор анализирует особенности организации воспитательной и образовательной работы с детьми данной категории, рассматривает подходы и методы, которые помогают создать условия для их полноценного развития и социализации. В статье также освещаются важность взаимодействия педагогов, родителей и специалистов для успешной адаптации детей с ОВЗ в дошкольном коллективе. Приводятся примеры работы с такими детьми, а также рекомендации по организации инклюзивной среды.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, социально-педагогическое сопровождение, инклюзивное образование, дошкольное учреждение, индивидуализированный подход, психолого-педагогическая помощь, адаптация в дошкольном коллективе.

 

Дошкольный возраст — это период активного формирования личности ребенка, его восприятия окружающего мира и подготовки к школе. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) этот период является особенно важным, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы для дальнейшего обучения, социализации и самореализации. Дети с интеллектуальными нарушениями сталкиваются с различными трудностями в обучении, взаимодействии с окружающими и в адаптации к общественным нормам. Социально-педагогическое сопровождение этих детей в дошкольных учреждениях играет ключевую роль в обеспечении им равных возможностей для развития и участия в образовательном процессе.

В современном обществе существует множество подходов к организации образовательного процесса для детей с ОВЗ. Одним из них является инклюзивное образование, целью которого является создание таких условий для детей с особыми образовательными потребностями, при которых они могут обучаться и развиваться в коллективе здоровых сверстников. Инклюзивное образование предполагает индивидуализированный подход к каждому ребенку, с учетом его особенностей, темпа развития и личных потребностей.

Важным аспектом инклюзии является социализация детей с интеллектуальными нарушениями. В условиях детского сада это требует создания особой атмосферы, в которой каждый ребенок чувствует себя комфортно и безопасно, независимо от его физических или умственных способностей. Воспитатель играет ключевую роль в организации такой среды, ориентируясь на потребности каждого ребенка, и выстраивая взаимодействие между детьми с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.

Примером работы воспитателя с детьми с интеллектуальными нарушениями является использование методов, направленных на развитие социальных навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями это особенно важно, так как они часто сталкиваются с трудностями в общении и взаимодействии с окружающими. Важно, чтобы воспитатель мог выстроить такую работу, которая способствовала бы формированию у ребенка навыков общения, саморегуляции и эмпатии. Для этого можно использовать игровые методы, например, ролевые игры, в которых дети учат друг друга основам общения, делятся опытом и учат, как взаимодействовать в разных ситуациях. Важно, чтобы такие игры были не только увлекательными, но и полезными с точки зрения формирования социальных умений.

Одним из основных принципов работы с детьми с интеллектуальными нарушениями является дифференцированный подход, который предполагает индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. В рамках такого подхода воспитатель подбирает задания, которые соответствуют уровню развития и способностей ребенка. Это могут быть задания на развитие памяти, внимания, речи и моторики. Например, для детей с задержкой психического развития можно использовать простые задания на классификацию предметов по цвету или форме, которые развивают внимание и способность различать объекты. Важно, чтобы задания не были слишком сложными и не вызывали у ребенка чувства неудачи, а наоборот, давали ему возможность для достижения успеха.

Не менее важной частью работы с детьми с ОВЗ является создание комфортной и безопасной среды в группе. Психологический климат в группе имеет решающее значение для детей с интеллектуальными нарушениями, поскольку они могут быть более чувствительными к любым проявлениям негодования со стороны сверстников или педагогов. Важно, чтобы воспитатель проявлял терпение, внимание и понимание, создавая атмосферу поддержки и принятия, в которой ребенок с ОВЗ чувствует себя нужным и важным членом коллектива. Для этого воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и помогать ему развивать его сильные стороны.

Для успешной социализации и адаптации детей с интеллектуальными нарушениями в коллективе необходима тесная работа воспитателя с родителями. Взаимодействие с семьей позволяет не только лучше понять потребности ребенка, но и согласовать методы работы, которые будут наиболее эффективными. Родители могут помочь в создании условий для развития ребенка, а также поддерживать его в процессе адаптации в группе. Важно помнить, что успех работы с детьми с ОВЗ невозможен без совместной работы с семьей, поэтому воспитатель должен быть готов к тесному взаимодействию с родителями, консультированию и поддержке.

Кроме того, важным аспектом работы с детьми с ОВЗ является использование специализированных методик и техник, разработанных для помощи детям с особыми образовательными потребностями. Например, использование развивающих игр, направленных на улучшение моторики, развитие памяти и внимания, помогает детям развивать необходимые навыки для успешного обучения. Воспитатель может использовать различные методические пособия, которые адаптированы для детей с интеллектуальными нарушениями, а также применять различные мультимедийные технологии, что значительно повышает интерес детей к обучению.

Важным аспектом социально-педагогического сопровождения является создание условий для саморазвития ребенка. Для детей с интеллектуальными нарушениями важно не только овладение базовыми знаниями, но и развитие личностных качеств, таких как уверенность в себе, самостоятельность и умение работать в группе. Эти качества можно развивать через активное участие детей в различных мероприятиях, играх, праздниках и занятиях. Важно, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, почувствовать свою значимость и успешность в группе.

В заключение, социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях играет важную роль в их развитии и социальной адаптации. Создание инклюзивной среды, использование индивидуализированного подхода, взаимодействие с родителями и применение специализированных методов и технологий обучения помогают детям с интеллектуальными нарушениями развивать свои способности и социализироваться в коллективе. Воспитатель играет ключевую роль в этом процессе, и его задача — создавать такие условия, при которых каждый ребенок сможет развиваться и достигать успехов на своем уровне.

 

 

 

Список литературы

 

1. Гартман, Н.Н. Дети с ЗПР / Н.Н. Гартман // Психология и психиатрия. – 2019. – 426 с.

2. Давыдова, Т.А. Современные подходы к социальной адаптации социально-педагогическому сопровождению детей-инвалидов / Т.А. Давыдова // Вызовы глобального мира. Вестник ИМТП. – 2014. – Т.1, № 1. – С. 125-130.

3. Клименко, Т.Ю. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. / Т.Ю. Клименко // Альманах мировой науки. – 2016. – № 3-2 (6). – С. 38-39.

4. Кострикова, Ю.В. Методические рекомендации по социально-педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями / Ю.В, Кострикова // В мире науки инноваций: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., 25 дек. 2016г., Пермь: в 2 т. / Перм. гос. пед. ун-т. – Уфа: Аэтерна, 2016. – С. 115-117.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X