ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Куликова Е. В, музыкальный руководитель
МДОБУ д/с № 34 «Солнышко»
Аннотация. В статье рассмотрены возможности использования интерактивной доски для оптимизации музыкального воспитания в детском саду. Акцент сделан на преимуществах применения данной технологии в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. Приведены примеры использования интерактивной доски для проведения музыкальных занятий, а также рекомендации по интеграции интерактивных инструментов в образовательный процесс для улучшения восприятия музыки детьми.
Ключевые слова: интерактивная доска, музыкальное воспитание, дошкольное образование, музыкальные занятия, развитие слуха, цифровые технологии, визуализация.
Современное дошкольное образование активно использует цифровые технологии, способные обогатить образовательный процесс и сделать его более увлекательным и продуктивным для детей. Одним из таких технологий является интерактивная доска, которая открывает широкие возможности для музыкального воспитания дошкольников. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии ребенка: они способствуют формированию эстетического вкуса, развитию слуха, памяти и моторики, помогают укреплять коммуникативные навыки. Интерактивная доска, в свою очередь, позволяет сделать эти занятия более интересными и многогранными, облегчая восприятие музыкального материала и стимулируя активное участие детей.
Одним из ключевых преимуществ использования интерактивной доски на музыкальных занятиях является возможность наглядного сопровождения. Например, для знакомства с разными музыкальными инструментами можно показывать изображения и видеозаписи их звучания. Ребенок не только слышит инструмент, но и видит, как он выглядит и как музыкант играет на нем. Это создает более полное восприятие, что особенно важно для дошкольников, у которых доминирует наглядно-образное мышление. Использование видеофрагментов, иллюстраций и анимации делает процесс обучения более увлекательным и насыщенным.
Интерактивная доска также облегчает проведение ритмических упражнений. Программное обеспечение интерактивной доски позволяет использовать специальные приложения, в которых дети могут повторять ритмические рисунки, а также изучать нотную грамоту в простой и доступной форме. На экране можно визуализировать ритм и мелодию, что помогает детям лучше усваивать музыкальные закономерности. Например, можно включить изображение нот и предложить детям повторить ритм, постукивая ладошками или барабанными палочками в такт. Такой подход помогает детям развивать чувство ритма и улучшать координацию движений.
Использование интерактивной доски также помогает детям лучше понимать основы музыкальной теории. Благодаря возможностям доски можно наглядно представить такие абстрактные понятия, как высота звука, длительность, тембр и динамика. Например, для объяснения понятий "громко-тихо" можно использовать динамические видео, где громкость звука визуально представлена графически, что облегчает дошкольникам понимание этих понятий. Также дети могут участвовать в создании музыкальных произведений, используя интерактивные клавиши на экране, подбирая звуки, аккорды и создавая простейшие музыкальные фразы.
Интерактивная доска помогает музыкальному руководителю разнообразить занятия, используя песни, игры и танцы. Она также облегчает процесс разучивания новых песен и делает его более интересным и доступным для детей. Так, для изучения новой песни можно включить на доске текст и мелодию, сопровождать пение движениями или показом картинок, иллюстрирующих содержание песни. Дети могут также наблюдать за анимацией, которая помогает им понять смысл текста, а также воспроизводить движения, предложенные на экране. Это позволяет детям чувствовать себя уверенно и быстрее запоминать мелодию и текст песни, что улучшает качество запоминания и делает процесс обучения более ярким.
Интерактивная доска эффективно используется в музыкально-дидактических играх, которые являются важным элементом музыкальных занятий и особенно привлекают детей. Важно подчеркнуть, что все перечисленные технологии и методы активно используются мною в практической работе, что соответствует действительности. Мной разработано множество музыкально-дидактических игр, викторин, а также создан видеоряд для сопровождения слушания песен.
Например, в рамках занятия по теме "Музыкальные инструменты мира" я использую интерактивную доску для показа иллюстраций и видеофрагментов с записью звучания инструментов. Это помогает детям не только запомнить внешний вид инструмента, но и связать его с уникальным звучанием.
При разучивании песен интерактивная доска облегчает работу: текст песни с картинками или анимацией появляется на экране, что помогает детям быстрее усвоить содержание и ритм. В одной из разработанных мною игр, "Музыкальный пазл", дети на интерактивной доске сопоставляют фрагменты песен с изображениями инструментов или действиями персонажей.
Музыкальные викторины, например, "Угадай мелодию", позволяют детям угадывать инструмент или произведение, прослушивая короткие фрагменты. Данный формат не только увлекает детей, но и способствует развитию их слуха и внимания.
Кроме того, интерактивная доска является эффективным средством для организации танцевальных пауз и подвижных игр. Музыкальный руководитель может включить веселую ритмичную мелодию и предложить детям повторить движения, показанные на экране. Дети с радостью включаются в такие занятия, так как им нравятся подвижные и динамичные активности. Кроме того, такие упражнения помогают укреплять мышцы, развивают координацию и чувство ритма.
Важно отметить, что использование интерактивной доски на музыкальных занятиях также повышает интерес детей к музыкальному искусству в целом. Современные дети привыкли к цифровым технологиям, и они с радостью воспринимают новые формы обучения. Интерактивная доска помогает снять барьер между педагогом и ребенком, так как дети видят, что технология, которую они привыкли видеть в развлекательных играх, используется в образовательных целях. В результате у детей формируется положительное отношение к учебному процессу, а музыка воспринимается не только как сложный предмет, но и как увлекательная и веселая деятельность.
Таким образом, использование интерактивной доски в музыкальном воспитании позволяет сделать занятия более доступными и интересными, стимулирует активное участие детей, улучшает восприятие музыкальных элементов и расширяет возможности для внедрения творческих методов обучения. Интерактивные технологии помогают педагогу разнообразить методы работы, адаптировать их под современные требования и интересы детей. Музыкальный руководитель, использующий возможности интерактивной доски, имеет возможность создать увлекательную и вдохновляющую атмосферу на своих занятиях, что способствует не только развитию музыкальных способностей, но и личностному развитию ребенка.
Список литературы
Зотова И
.
Н
.
Применение интерактивной доски в музыкальном воспитании дошкольников // Проблемы педагогики. 2016. №3 (14).
Стражникова
Т
.
И
.
Инновационные технологии обучения в системе музыкального образования: перспективы развития // Культурная жизнь Юга России. 2009. №
2.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат