Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Основы нейропсихологии как развивать речевые навыки у неговорящих детей. Работа №77138

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Основы нейропсихологии как развивать речевые навыки у неговорящих детей
Работа:

Основы нейропсихологии: как развивать речевые навыки у неговорящих детей

 

Богословская Светлана Анатольевна, учитель-логопед

МАДОУ г. Мурманск 135

 

Аннотация.   Развитие речевых навыков у детей, не начинающих говорить в раннем возрасте, является одной из ключевых задач логопедической работы в детском саду. Нейропсихология, как наука, изучающая взаимосвязь между функциями мозга и поведением, предоставляет важные теоретические и практические знания для эффективной коррекции нарушений речи у детей. В статье рассматриваются основные подходы и методы, основанные на нейропсихологических исследованиях, которые могут помочь в развитии речи у неговорящих детей. Приводятся примеры успешной практики, а также ключевые аспекты нейропсихологической диагностики, которые могут быть полезны логопедам.

Ключевые слова: нейропсихология, логопед, речевые нарушения, дети, развитие речи, нейропсихологическая диагностика, речевая терапия, неговорящие дети.

 

Речь — это сложный и многогранный процесс, включающий как понимание, так и воспроизведение звуков, слов и предложений. Когда речь у детей не развивается в соответствии с возрастной нормой, это может быть вызвано различными факторами, включая неврологические и психические нарушения. В таких случаях логопеды и другие специалисты сталкиваются с необходимостью комплексного подхода к диагностике и коррекции речевых проблем. Одним из таких подходов является нейропсихология — наука, которая исследует, как различные области головного мозга влияют на речевые и когнитивные функции.

Раннее выявление и коррекция речевых нарушений имеет важное значение для успешной социализации детей и их дальнейшего развития. Важным аспектом в процессе коррекции является использование знаний нейропсихологии, которая помогает логопедам лучше понять причины нарушений и подобрать эффективные методы работы с детьми, не говорящими в раннем возрасте.

Нейропсихология — это раздел психологии, который изучает связи между различными участками головного мозга и поведением человека. У детей, которые не начинают говорить в положенные сроки, существует нарушение функционирования тех участков мозга, которые отвечают за развитие речи. Эти нарушения могут быть связаны с различными факторами, такими как генетическая предрасположенность, неблагоприятные условия во время беременности, родовые травмы или инфекции в раннем детстве.

Для того чтобы правильно оценить состояние ребенка и начать эффективную коррекцию, необходимо учитывать нейропсихологические особенности. Например, существует несколько областей мозга, которые отвечают за разные аспекты речевой активности. Если ребенок не может произносить звуки или слова, это может свидетельствовать о проблемах с активностью лобных или теменных долей, которые отвечают за моторную часть речи. В то же время, если у ребенка есть сложности с пониманием речи, возможно нарушение функций височных долей, которые играют ключевую роль в восприятии и обработке речевой информации.

При работе с неговорящими детьми логопед должен быть способен распознавать признаки нейропсихологических нарушений и на основе этих данных выстраивать индивидуальную программу коррекции. Это требует от специалиста знаний не только в области логопедии, но и в нейропсихологии.

Одним из важных аспектов работы с неговорящими детьми является нейропсихологическое обследование, которое помогает выявить уровень развития речевых функций и причины задержки. Логопед может использовать различные нейропсихологические тесты, которые оценивают, насколько эффективно ребенок выполняет задачи, связанные с речью и когнитивными функциями, такими как внимание, память, восприятие. Например, если ребенок не может четко произнести звуки или слова, логопед может использовать методы нейропсихологического тестирования, чтобы понять, связан ли этот недостаток с моторными проблемами (например, нарушением двигательной функции) или с дефицитом речевого восприятия.

Очень важной частью работы является использование нейропсихологических упражнений, направленных на развитие тех функций мозга, которые ответственны за произнесение и восприятие речи. Эти упражнения могут включать в себя такие задания, как артикуляционная гимнастика, тренировка слухового внимания и памяти, а также различные игры, развивающие координацию движений и восприятие.

Например, если у ребенка наблюдается нарушенная координация движений, логопед может предложить упражнения на развитие моторики, такие как рисование, лепка или другие виды творческой активности. Эти упражнения помогают развить моторную память, что в свою очередь способствует улучшению артикуляции.

Логопеды, работающие с неговорящими детьми, часто используют игровые и развивающие методы, основанные на нейропсихологии. Примером может служить использование картинок и игрушек для стимулирования ребенка к попыткам произносить слова. Такой подход основан на том, что игровые элементы могут активировать зоны мозга, связанные с речью и когнитивными функциями.

Другим эффективным методом является использование жестов и мимики. Исследования показывают, что для детей, не говорящих на ранних этапах развития, использование жестов и мимики может стать мостом для перехода к более сложным формам общения. Эти методы помогают активировать те участки мозга, которые отвечают за моторную часть речи.

Одним из примеров успешной работы может быть ситуация, когда логопед работает с ребенком, который не может произнести звуки. В данном случае, с помощью нейропсихологических подходов, логопед может организовать занятия, включающие в себя упражнения на артикуляцию и координацию движений. Постепенно, по мере развития моторных навыков и улучшения связи между зонами мозга, ребенок начинает повторять звуки, что становится важным этапом на пути к развитию полноценной речи.

Применяя нейропсихологические знания, логопед может использовать различные методы для стимулирования развития речи у неговорящих детей. Например, при работе с детьми, у которых нарушены слуховые функции, можно использовать упражнения, направленные на развитие слухового внимания и различение звуков. Это важно для того, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать речь окружающих, что, в свою очередь, способствует его речевому развитию.

Если проблема заключается в нарушении моторной функции, логопед может применить специальные упражнения, направленные на развитие моторики и координации движений. Это способствует улучшению артикуляционной базы ребенка, а также помогает ему лучше воспринимать и воспроизводить звуки речи.

Также существует подход, основанный на нейропсихологическом принципе «стимуляции через другие виды активности». К примеру, занятия с музыкальными инструментами или занятия на развитие мелкой моторики (лепка, рисование) могут быть полезными для детей, у которых есть трудности в развитии речи, так как такие занятия активируют те зоны мозга, которые в дальнейшем могут способствовать развитию речевых навыков.

Развитие речи у неговорящих детей является одной из важнейших задач логопедической работы в детском саду. Нейропсихология предоставляет логопедам мощный инструмент для диагностики и коррекции речевых нарушений, позволяя учитывать нейробиологические аспекты развития речи и применять эффективные методы. Знание нейропсихологических основ помогает специалисту не только понять природу нарушений, но и выстроить индивидуальный подход к каждому ребенку, что в конечном итоге способствует успешному развитию речи и социальной адаптации малыша.

 

 

Список литературы

 

1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во В. Секачев, 2019. — 276 с.

2. Глухоедова О. С. Активизация речевой деятельности детей с отсутствием вербальных средств общения. — М.: Библио-Глобус, 2016. — 142 с.

3. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий / под ред. С. Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2019. — 115 с.

4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб., 2017. — 83 с.

5. Семёнович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. — М., 2018. — 215 с.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X