Фольклорный ансамбль объединяет в себе несколько видов искусств, включающих в себя: песню, танец, хоровод, народную игру, инструментальную музыку, пантомиму, декламацию. Любая русская народная песня имеет глубокое образно-смысловое начало, поэтому фольклорное произведение должно быть не только исполнено, но и «разыграно», как в настоящем театре. Проведение таких уроков, основанных на фольклоре, способствует развитию у детей чувства ритма, особого восприятия окружающего мира.
Перед педагогом стоит ответственная задача - научить детей правильно владеть своим голосом, т. е. не только открыть и поставить голос, а у кого он уже есть - развить его.
Для достижения положительных результатов и выработки певческих навыков при распевании необходимо учесть следующие рекомендации: 1. Все упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.
2. Задачи, поставленные педагогом перед ансамблем, должны быть четко сформулированы, усложнять их необходимо только по мере овладения определенными певческими навыками.
3. На начальном этапе обучения распевке необходимо исполнять в умеренном темпе, следить за чистотой интонирования.
Иначе говоря, воспитать певческий голос у ребенка путем определенного метода, который включает в себя совокупность знаний, советов, постоянное усвоение которых приведет, в свою очередь, к выявлению определенных певческих навыков (вокальной техники, желаемый диапазон, силу и тембр голоса), приучит к неутомляемости голосового аппарата.
Цель и задачи урока:
1.Формирование первоначальных вокально - певческих навыков:
а) диафрагмального дыхания, четкой дикции.
б) развитие ладотонального слуха.
в) чувство ритма, умение свободно двигаться в играх, хороводах.
г) развитие координации движения, пластики, моторики.
2.Знакомство учащихся с жанрами русского фольклора на данном уроке с играми. Игра как важная форма обучения музыкальному фольклору.
Ход урока:
Урок начинается с распевания участников фольклорного ансамбля. Упражнения следует тщательно подбирать, чтобы они были разнообразны по мелодическому материалу и техническим задачам, а именно: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, настраивать позиционно высоко, вырабатывать кантилену, ровность голоса, его подвижность, четкость дикции.
Начинать надо с простейших упражнений, диапазон которых небольшой, тесситура удобная, затем усложнять. Никогда не начинать упражнения с громкого пения, а в определенном порядке, пополнять их новыми интересными примерами. На первых занятиях упражнения будут занимать значительное время. Иногда целесообразно им посвятить не 10–15 минут, а гораздо больше.
Помнить о том, что на первом этапе развития детского голоса, 7–10 лет голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны, деление на 1-е и 2-е условно. Голосовой аппарат еще не сформирован, дыхание поверхностно. Требуется осторожное, бережное отношение к детскому голосу.
Учащиеся выполняют упражнения:
Блок упражнений № 1
Свою работу с ансамблем я начинаю с упражнения над правильным дыханием: прямой и свободный корпус, расправленные плечи, прямое положение головы, выпрямленные колени, в спокойном состоянии руки, мышцы лица, шеи, плеч. Встать прямо, вдох – руки развести в стороны ладошками вниз, затем скручивание рук от себя ладошками вверх, опустить руки вдоль туловища – выдох.
Упражнение «Проколотый шар»: Спокойно, бесшумно, через нос набирать воздух, контролируя наполнение им живота и всего дыхательного пояса. Руки можно положить на живот или на спину в область расположения почек. При правильном вдохе объём дыхательного пояса увеличивается. Затем через узкую щель во рту, на звук «С», медленно выдыхать.
Это же упражнение можно разнообразить: медленный вдох и активный выдох воздуха «порциями». Необходимо обращать внимание, чтобы между выдохами «порциями» воздуха не производился вдох.
Упражнение: «Цветочный магазин» (момент вдоха): представим себе, что мы в цветочном магазине, Воздух наполнен ароматом разных цветов. Захотелось найти любимый запах. Медленно, спокойно, глубоко вдохнули (воздух идет в гайморовые пазухи, там задерживается на секунду). Это и есть момент остановки дыхания перед выдохом.
Упражнение «Перышко»: Спокойно, бесшумно, через нос набирать воздух, в руки взять перышко и держать его на уровне лица. Затем через узкую щель во рту, на звук «С», медленно подуть на перышко снизу вверх.
Для тренировки медленного и ровного выдоха можно использовать народную игру «Волосянка» (играющие по команде, взяв дыхание, тянут одну из гласных, например: «А – а– а -...»). Выигрывает тот, кто тянул дольше и ровнее всех!
Блок упражнений №2
Разговорная манера исполнения русских народных песен требует наибольшего приближения к естественной, свободно льющейся речи. Поэтому так важно держать разговорный аппарат в рабочем состоянии, добиваясь свободной и пластичной его работы.
Продолжаем занятие выполнением артикуляционных упражнений. Артикуляция – это понятие, которое означает, насколько правильно и отчётливо мы произносим звуки. Четкая артикуляция – основа хорошей дикции. При отборе заданий необходимо соблюдать определенную последовательность, идти от простых к более сложным. Рекомендуется проводить их эмоционально, в игровой форме.
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки «Позевывание» Повторить несколько раз.
Упражнения для губ и языка называется "Иголочка". «Протыкать» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Повторить несколько раз.
Упражнение называется «Шинковать капусту». "Шинковать" язык, т.е., покусывая язык, постепенно его высовывать. Повторить 4-8 раз.
Упражнение «Язык здоровается с верхней губой». Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Повторить несколько раз.
С удовольствием дети воспринимают щелканье и “цоканье” языком, а также упражнение “Надулись и улыбнулись” (гимнастика губ). При выполнении упражнения обращайте внимание детей, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, работал только язычок.
Блок упражнений №3
Я хочу подробно остановиться на воспитании навыка звукообразования. Этот навык, на мой взгляд, является центральным. Он предопределяет владение разнообразным тембром, что обеспечивается умением использовать разнообразную динамику по всему звуковысотному диапазону, различные типы атаки звука, способы артикуляции.
Звукообразование – это не только атака звука, момент его возникновения, но и последующее за ним звучание, звуковысотные модуляции голоса.
Вокальное распевание начинается с примарных звуков сверху вниз по полутонам от звука «ми» - «ми-бемоль» первой октавы до «си» - «си-бемоль» малой октавы.
Пение гласных «Я - Е - Ё» на одном звуке. На начальном этапе упражнение помогает объяснить понятия легато и кантилены, очень удобно для начинающих и тем, что построено всего на одной ноте.
Акцентирую внимание на том, что распевки постепенно, с шагом в малую секунду, то есть со смещением на пол - тона, перемещаются вверх, а затем вниз.
Далее начинаем подниматься, а именно: от си - си бемоль малой октавы по полутонам вверх, но уже с текстом. Это может быть дразнилка - прибаутка «Андрей-воробей».
Упражнение «Трава зелена». Работа над звуковедением, пульсация долгих звуков.
Упражнение «Зайка на речке» развивает лёгкость, подвижность голоса. Следить за чистым интонированием сексты.
2. Цель следующего этапа - знакомство учащихся с жанрами русского фольклора на данном уроке с играми.
Очень важно во время занятия не растерять творческую активность детей. Для этого я использую игровые приемы по разнообразию видов деятельности на уроке: «Игра как важная форма обучения музыкальному фольклору».
Игровые ситуации являются самой оптимальной формой, которая может увлечь, заинтересовать, активно ввести детей в мир фольклора. Поможет развить практические исполнительные навыки и умения в процессе изучения народных песен с использованием игровых действий.
Занимаясь с детьми, я предпочитаю использовать разнообразный фольклорный игровой репертуар. При работе с игрой я одновременно стараюсь воспитывать конкретные навыки исполнения, например:
ПЕНИЕ БЕЗ ДИРИЖЕРА – пение без дирижера представляет значительную сложность для юных певцов, требует уверенного эмоционального исполнения песни, прочных вокально-хоровых навыков. Задача педагога – выделить запевалу как “дирижера”, при этом в роли водящего, ведущего игру должен побывать каждый, но с учетом желания ребенка.
УМЕНИЕ детей ПЕТЬ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ и вступать в любой заданный тон без предварительного повторения звука, что является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха.
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА можно осуществлять различными путями, например приставной шаг. Сильную долю напева можно связать с приседанием, а слабую – с подъемом (затем соединить движение шагом с четвертными, а перебежку с восьмыми и т.п.). В таких простых упражнениях происходит постепенное объединение музыкального ритма с ДВИЖЕНИЕМ, что помогает достичь ритмической и темповой устойчивости. Еще больше отвечают поставленной задаче воспитания четкого ощущения ритма игры, сопровождающиеся песенными припевами с хлопками в ладоши.
МЕЛОДИИ в простейших игровых припевах обычно строятся на трех-четырех звуках, постоянно повторяющихся попевке небольшого диапазона. Поэтому, используя их как ритмические упражнения, юных певцов можно подготовить к осознанию и исполнению более сложных ритмических построений.
Русская народная игра «Дударь» очень весёлая и захватывающая.
При помощи считалки выберите Дударя. Он должен встать в середину круга, который образуют остальные игроки.
Игроки водят вокруг Дударя хоровод и поют песню:
Дударь, Дударь, Дударище —
Старый, старый старичище.
Его под колоду, его под сырую,
Его под гнилую.
– Дударь, Дударь, что болит?
Дударь показывает и называет то место, которое якобы болит (рука, голова, спина, коленка, нос и пр.).
Игроки должны положить руки друг другу на это место и снова начать водить хоровод с этой же песней.
Водить хоровод, держа друг друга за носы, колени, локти и пр. очень смешно. Разрядка получается отличная!
Когда надоест играть, Дударь говорит: «Выздоровел!»
Еще один вариант игры - «Хлопки по кругу». Тут и координация движений, и синхронизация работы полушарий головного мозга, и проработка речи, и тренировка памяти, и внимание, да и вообще это весело и забавно. Играть могут от 2 человек и до бесконечности. Все становятся в единый круг и соединяют руки: ладонь правой руки каждого игрока должна быть поверх ладони игрока справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева.
По очереди произносят по одному слову из считалки, хлопая в такт слову по ладони правого соседа:
- Летела ворона по синему небу, читала газету под номером...
- Летел лебедь по синему небу, читал газету под номером …
- Летел лебедь по синему небу, сломал крыло, загадал число …
- Летели дракончики, ели пончики, сколько пончиков съели дракончики? …
Тот игрок, на котором считалка заканчивалась, называет любое число.
Дальше хлопанье продолжается, но называются цифры: один-два-три-четыре и так далее, до нужного ключевого числа.
Игрок, называющий ключевое число, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа — отдернуть руку ДО того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится число.
Хороводная игра «Тетера». Двое детей держаться за руки, образуя «воротики». Под «воротиками» проходят цепочкой все дети, взявшись за руки. Первый игрок в цепочке – «Тетёра», остальные ее «дети». Все поют:
Тетёра шла, вековая шла,
Шла по улочкам, по заулочкам.
Сама прошла, и детей провела,
Самого хорошего оставила.
На последнем слове двое ловцов опускают руки и ловят того, кто не успел пройти. Пойманный игрок присоединяется к «воротикам». Круг становиться шире... и так далее - пока всех не переловят. Обычно когда остается двое игроков, они становятся ловцами, а остальные опять идут цепочкой и игра повторяется.
ИГРА «Как у дяди Якова»
Выбирается водящий. Он ходит в центре круга, смотрит на детей, дети идут и поют:
Как у дяди Якова
Было семеро детей.
Было семеро детей,
Ровно семь сыновей.
Они не пили, не ели.
Друг на друга все смотрели
«Разом сделаем вот так»
На последнюю строчку все играющие протягивают руки к водящему. Водящих показывает
задание, которые выполняют все играющие. Следующим водящим становится тот, кто лучше остальных выполнит задание.
Существует множество музыкальных фольклорных игр, которые очень близки и понятны детям. Подготовка и проведение увлекательных народных игр и хороводов с песенными припевами могут стать истинным праздником души для педагога. Дети, исполняя их, раскрывают тайники своих душ, творческие способности. Но самое главное дети постепенно усваивают народный музыкально-поэтический язык. Коллективные детские игры во все времена являлись одним из путей освоения традиции. Все эти приемы стимулируют восприятие и певческую активность на занятиях, позволяют мне, как хормейстеру, в то же время работать над вокальными задачами, поставленными перед определенной группой учащихся.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат