Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АКТУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. Работа №77182

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АКТУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Работа:

РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АКТУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 

Данилова Алена Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Быковская СОШ»

Аннотация: В статье рассматривается роль игровых технологий в повышении активности учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира. Игровые методы создают положительную эмоциональную атмосферу, укрепляют мотивацию и интерес обучающихся к уроку. Применение игровых технологий на уроке способствует более углубленному усвоений знаний.

 

В.А. Сухомлинский выступал за то, чтобы прекрасный мир природы, игры, сказки, который существовал перед ребенком до школы, не прекращал существовать перед ним, когда он заходил в класс. Младший школьник только тогда по-настоящему полюбит школу, класс, когда педагог сможет сохранить для него те радости, которые он имел в раннем детстве.

Педагогические игры отличаются от просто игр тем, что у них есть осознанная, поставленная цель обучения, соответствующая педагогическим результатом. Учитель в явном виде ставит задачи игры и закладывает в нее учебно-воспитательную направленность.

Использование игровых технологий в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает его познавательную активность, наблюдательность, внимание и другие психические процессы, подкрепляет интерес к новым знаниям, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей в момент обучения, так как игра делает этот процесс более интересным для ребенка.

Вышесказанное позволило сформулировать проблему исследования: влияние игровых технологий на активизацию учебной деятельности на уроках «Окружающего мира» как актуальную проблему обучения.

Объект исследования: процесс формирования учебной деятельности на уроках «Окружающий мир».

Предмет исследования: использование игровых технологий для активизации учебной деятельности у младших школьников, как актуальную проблему обучения.

Цель исследования: разработка и систематизация педагогических (дидактических) игр для активизации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения интегрированного курса «Окружающий мир», как актуальную проблему обучения.

В основу исследования положена гипотеза, которая заключатся в предположении о том, что активизация учебной деятельности у младших школьников будет более эффективным при условии если:

- в процессе активизации учебной деятельности младших школьников на основе использования игровых технологий будут лежать систематизированные нами игры;

- целевое воздействие на личность будет осуществляться через ее включённость в игровую деятельность;

-  будут учтены возрастные и индивидуально-личностные особенности младших школьников.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по темам «учебная деятельность», «игровые технологии»

2. Выявить сущность дидактической игры и её место в обучении младших школьников;

3. Проанализировать программу УМК А.А. Плешакова с позиции возможностей использования в нем игровых технологий.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, которая предоставляет большие возможности для общения и имитации взрослой деятельности. С приходом в школу ведущим видом деятельности становится учеба. Однако резкая смена деятельности ребенка при переходе в школу может негативно отразиться на его психологическом состоянии. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой деятельности. Таким образом, на период обучения младшего школьника игра должна занимать важное место.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении психолого-педагогических основ формирования учебной деятельности младшего школьника, в рассмотрении игры как метода активизации учебной деятельности, в раскрытии факторов, влияющие на активизацию учебной деятельности в младшем школьном возрасте на уроках окружающего мира.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и результаты, представленные в этой работе, могут быть  использованы в практической работе учителя начальных классов.

Нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ «Быковская СОШ» Булунского района. В эксперименте участвовали учащиеся экспериментального 3 класса, в количестве 10 человек и контрольный 4 класс, в количестве 10 человек. Целью эксперимента являлось активизация учебной деятельности на уроках «Окружающего мира» учащихся 3 класса. Задачи эксперимента: На этапе констатирующего эксперимента провести тестирование по выявлению значимости игровых технологий для учащихся на предмете «Окружающий мир». На основе результатов констатирующего эксперимента провести формирующий эксперимент, направленный на активизацию учебной деятельности учащихся 3 класса средствами игровых технологий. Сравнить полученные результаты на этапе констатирующего и заключительного эксперимента. Наше исследование проходило в три этапа. На констатирующем этапе эксперимента мы провели тестирование в контрольном и экспериментальном классе на выявление фактических знаний детей по некоторым темам без использования игровых технологий. По результатам тестирования мы выявили следующее, что результаты в обоих классах примерно одинаковые.

Далее мы провели тестирование по выявлению значимости игровых технологий на предмете «Окружающий мир» в экспериментальном классе.

Результаты наблюдений показал, что несмотря на средний уровень знаний об окружающем мире у детей низкий уровень познавательного интереса на уроках.

На основании вышесказанного мы сделали вывод, что игровые технологии являются одной из уникальных форм воспитания, которые позволяют сделать работу учащихся интересной и увлекательной. При помощи дидактических игр усвоение основных базовых знаний на уроках «Окружающего мира» становится более продуктивным. То есть, если мы внесем образовательный факт в игровую оболочку, то сможем решить одну из главных проблем педагогики - проблему активизации учебной деятельности. Игровые технологии в нашем исследовании мы рассматриваем как эффективное средство по активизации учебной деятельности на уроках «Окружающий мир», так как для младшего школьника игра продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности.

Мы разработали, выбрали и систематизировали игры направленные на активизацию учебного процесса на уроках «Окружающий мир», определили педагогические задачи и вероятные результаты их применения в работе с детьми младшего школьного возраста. Темы игр были выбраны согласно темам уроков, проходящих во второй и третьей четверти в 3 классе, согласно учебному плану.

Все игры направлены на активизацию учебной деятельности, и на обучение школьников взаимодействию. Учащиеся были включёны в игровую деятельность, на них в процессе игры оказывалось целевое воздействие.

Мы смогли включить педагогические игры в такие темы уроков как: «Экологическая безопасность», «Для чего нужна экономика», «Природные богатства и труд людей – основа экономики». Представим фрагмент урока с использованием игровых технологий на тему «Для чего нужна экономика».

Во время проведения игр дети, были настроенные положительно, у всех была заинтересованность в игре, дети улыбались, смеялись. При достижении желаемого результата радовались.

Проведенные нами дидактические игры на уроках «Окружающего мира» в 3 классе показали, что их применение позволило достичь искомых результатов.

На заключительном этапе эксперимента мы провели повторный тест по пройденным темам в экспериментальном 3 классе, где нами использовались игровые технологии, а также в контрольном 4 классе, где преподавание тех же тем не предусматривало использование игровых технологий.

По результатам теста мы видим, что учащиеся экспериментального 3 класса, в котором использовались игровые технологии лучше усвоили учебный материал, чем в контрольном 4 классе, где игровые технологии не применялись.

Многим детям начали больше нравится уроки окружающего мира, они помнят названия игр, а также мы повторно пронаблюдали за активностью как в устных ответах, играх, так  и в работе на уроке.

Также можно отметить что, после формирующего эксперимента дети стали более дружелюбнее, сплоченнее, ученики поддерживают друг друга на уроках и в повседневной жизни, заметно повысился уровень активности учебной деятельности на уроках окружающего мира. Также оказалось что,  учащиеся стали больше интересоваться природой, смотреть различные познавательные программы о ней. Это свидетельствует об эффективности проделанной нами работы, ее значимости при организации учебной деятельности школьников 3-его класса. На основании результатов формирующего эксперимента делаем вывод, что активизация учебной деятельности напрямую зависит от организации и правильного использования игровых технологий.

Мы сделали вывод, что процесс образования и воспитания ребенка неразрывно связан, а деятельность учителя постоянно направлена на активизацию учебной деятельности детей. Включение игры в ход урока на любом его этапе: проверка знаний, объяснение материала, закрепление или поиск новых знаний всегда оказывает положительное влияние, как на образовательную, так и на воспитательную сторону процесса.

На основании вышесказанного мы можем сделать вывод, что дидактические игры могут принести пользу для понимания и осмысления нового материала, усвоения и обобщения, установления связей между понятиями, выражения собственных мыслей и для развития речи.

Нам удалось выявить значимость игровых технологий на предмете «Окружающий мир» в экспериментальном классе. Мы представили таблицу эмпирической оценки учебной активности учащихся 3 до применения игровых технологий на уроках «Окружающий мир» и после применения. Также мы посчитали разницу между ними. По результатам нашего исследования мы сделали вывод, что эмпирическая оценка учебной активности учащихся значительно повысилась после применения игровых технологий на уроках «Окружающего мира».

Таким образом, в ходе нашего исследования, гипотеза, которая заключатся в предположении о том, что активизация учебной деятельности у младших школьников будет более эффективным при условии, если: в процессе активизации учебной деятельности у младших школьников на основе использования игровых технологий будут лежать систематизированные нами игры; целевое воздействие на личность будет осуществляться через ее включённость в игровую деятельность; будут учтены возрастные и индивидуально-личностные особенности младших школьников подтвердилась, цель исследования достигнута.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X