Морковкин Сергей Николаевич
учитель трудового обучения
ОГКОУ «Ивановская школа-интернат № 3»
г. Иваново
Приемы мнемотехники на уроках по штукатурно-малярному делу
Один из самых значимых принципов, на котором построено обучение в коррекционной школе - коррекционно – развивающий, который направлен на коррекцию недостатков и развитие психофизических качеств детей с интеллектуальной недостаточностью.
Мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Алгоритм мнемотехники прост: запомнил, сохранил, воспроизвел. Важным элементом здесь является - шаг «сохранил».
Мнемотехника помогает развить: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память и внимание, воображение, связную монологическую и диалогическую речь. Приемы мнемотехники могут стать эффективным инструментом для улучшения памяти и повышения способностей к запоминанию информации у школьников.
Рифмизация
-
о
дин из самых простых приемов мнемотехники
.
Информация, представленная в виде зарифмованных строчек или небольших стихотворений, запоминается легче.
Для того, чтобы быстрее запомнить
название
инструментов и
материалов
между
ними состав
или
рифмы
:
На русском правила учили, а у нас правилО.
Сокол высоко летает, а нам работать помогает.
В растворе важный компонент называется -цемент.
Научить нас просит Вовка наносить шпатлевку ловко.
Прием акростиха
.
Выбираем слова, которые нужно запомнить и составляем из их первых букв фразу-ассоциацию
: «Огонь
Г
орит
Н
очью» (
обрызг
– грунт –
накрывка
)
Мнемотаблицы
-
это
графическое или частично графическое изображение материалов, инструментов, действий.
Мнемотаблицы
п
омогают
запомнить последовательность технологических операций.
Улучшенная штукатурка
обрызг грунт накрывка
Упражнение
«Описательный рассказ»
- наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать
предмет, его надо
осознать, а осознание
–
это
анализ.
З
десь важно научить
ученика
сначала выделять признаки предмета.
Одним из вариантов может быть прием составления
синквейна
:
Название предмета
ПРОСТАЯ ШТУКАТУРКА
Из каких слоев состоит?
Обрызг, грунт
Расскажите, используя глаголы, что она делает?
Выравнивает улучшает, защищает (поверхность)
Где выполняется?
Выполняется в подсобных помещениях
От чего зависит качество штукатурки?
Качество зависит от подготовки поверхности и качества раствора
СТРОИТЕЛЬНЫЙ ГИПС (АЛЕБАСТР)
Прочный, натуральный, негорючий, экологичный
Выравнивает, связывает, декорирует
Используется для отделки, для производства гипсокартона, штукатурок
Универсальный строительный и отделочный материал.
Упражнение «Сочини историю»
- э
то
метод мнемотехники, основан на ассоциативном мышлении: для запоминания информации необходимо придумать историю, в которую будут включены все элементы, которые нужно запомнить.
Чем более
абсурдной, смешной
и необычной будет история, тем легче будет запомнить информацию
.
Построить логичный рассказ помогают мнемосхемы.
Когда ученик видит все технологические операции, то свое внимание он уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Упражнение
«Составляем план»
- е
ще один из способов словесно
-
логического запоминания – это составление плана
действий: поставить задачу, ознакомиться с объектом, определить этапы работы, подобрать материал, инструменты, средства защиты, приступить к исполнению, оценить качество выполненной работы.
Дидактические
игры
н
а основе
м
немотехник
и:
«Угадай наощупь
(по звуку, тени и
т
.п.)»
;
«Угадай по описанию»
(описать предмет не называя его, но так чтобы другие догадались о чем речь, описывать следует от общего к частному);
«
Составление цепочек ассоциаций»
(
шатлевка
– серая, базовая,
выравнивает, заполняет, финишная и т.д.)
;
«
Пазл
»
- составить
из фрагментов
картинку инструмента
;
«Путаница
» -
этапы технологической операции записанные на отдельных листочках соединить в правильную последовательность
,
«Четвертый лишний»
- выбрать лишний инструмент, материал, операцию. Объяснить почему.
Мнемотехника позволяет связывать абстрактные понятия с событиями и явлениями из жизни, упрощая тем самым процесс запоминания.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат