МУЗЫКАЛЬНЫЕ НЕЙРОИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РИТМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МОЗГА У ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Политова Инна Николаевна, музыкальный руководитель
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1583 имени К. А. Керимова»
Аннотация. В статье рассматриваются музыкальные нейроигры и упражнения, как эффективные средства для развития ритмической работы мозга у дошкольников в рамках музыкальных занятий. Подобные игры не только развивают музыкальные способности детей, но и стимулируют их когнитивные функции, включая память, внимание и координацию движений. Особое внимание уделено практическому аспекту внедрения таких упражнений в работу музыкального руководителя, а также описаны примеры конкретных игр, направленных на развитие ритма и гармонизации работы полушарий мозга. Данная методика позволяет дошкольникам развивать ритмическое восприятие, улучшать навыки координации и укреплять внимание, что является важным для их общего психического и физического развития.
Ключевые слова: музыкальные нейроигры, ритмическая работа мозга, дошкольники, когнитивное развитие, музыкальные занятия, нейропсихология, ритмическое восприятие, полушарная координация.
Развитие ритмического восприятия у дошкольников – одна из важнейших задач музыкального образования. Музыка активно воздействует на все уровни психики ребёнка, развивая его эмоциональную, волевую и познавательную сферы. Сегодня интерес к музыкальному обучению усиливается благодаря нейропсихологическим исследованиям, подтверждающим положительное влияние музыки на развитие мозга. В частности, ритмические упражнения и нейроигры помогают стимулировать синхронную работу полушарий мозга, что особенно важно для гармоничного психофизического развития дошкольников.
Музыкальные нейроигры и упражнения основываются на ритмичных действиях, которые стимулируют активность мозга, развивают внимание, память, способность к целенаправленным движениям и другим функциям, необходимым для успешного обучения. В раннем возрасте такие занятия являются не только способом музыкального развития, но и формой профилактики задержек в речевом и когнитивном развитии.
Ритмическая работа мозга, согласно нейропсихологическим исследованиям, активно связана с координацией движений и синхронизацией активности левого и правого полушарий. Музыкальные нейроигры выполняют роль своеобразной «зарядки» для мозга, где комплексные задания, сочетающие слуховые и моторные стимулы, способствуют активному вовлечению обеих сторон мозга. Ниже рассмотрены несколько примеров нейроигр и упражнений, которые можно использовать на музыкальных занятиях с дошкольниками.
Один из простых и эффективных методов для развития ритмики у дошкольников – это игры с хлопками и ударами по коленям. Например, игра "Хлоп-хлоп, топ-топ" предполагает следование за ритмическим рисунком, который задаёт музыкальный руководитель. Дети сначала повторяют последовательность действий, затем добавляют собственные вариации, что развивает их слух и чувство ритма. Такие упражнения позволяют ребёнку осваивать основные ритмические схемы, что является основой для дальнейшего музыкального развития.
Игра "Ритмичные цепочки" также хорошо подходит для развития ритма и координации. Дети должны запомнить ритмическую последовательность, выполненную учителем (например, "хлоп-хлоп-топ"), и воспроизвести её, следуя ритму и интенсивности. Повторение и запоминание цепочек упражняет не только слух и чувство ритма, но и укрепляет внимание и память.
Особой популярностью среди нейропсихологов и педагогов пользуются упражнения с музыкальными инструментами, такими как барабанчики, бубенцы, маракасы. Игра "Стук-кто там?" может быть организована как ритмический диалог, в котором учитель и ребёнок по очереди создают ритмические последовательности, подражая ударам барабана или бубенцов. Эта игра развивает у детей способность к ритмической координации и концентрации внимания, помогает тренировать слуховую память и синхронность движений.
Для более комплексного воздействия на мозг рекомендуется включать упражнения с элементами движений в пространстве. Например, игра "Музыкальные шаги" заставляет детей двигаться в определённом ритме (например, медленно шагать под звучание низких звуков и быстро при высоких). Перемещение в пространстве в сочетании с ритмическими звуками формирует у детей умение ориентироваться в ритмическом пространстве и стимулирует работу обеих половин мозга.
Особое место в программе музыкальных нейроигр занимает пение с ритмическим сопровождением. Это может быть как сопровождение хлопками или простым стучанием, так и использование музыкальных инструментов. Задания, в которых дети одновременно поют и ритмично хлопают, способствуют координации слуха, речи и моторики. Например, пение ритмических песенок с постукиванием по барабанам развивает слухоречевую память и активизирует нейронные связи, ответственные за взаимодействие полушарий.
Музыкальная нейрогимнастика также становится всё более популярной в работе с дошкольниками. Это упражнения, которые одновременно активируют движения и стимулируют слуховое восприятие. Например, "Музыкальные дорожки", где дети проходят дорожку из музыкальных кружков (бумажные круги, каждый из которых символизирует ритм или звук), требует от них одновременно слушать, реагировать на звук и координировать свои шаги. Это помогает синхронизировать работу обеих сторон мозга и улучшить координацию движений.
Исследования показывают, что такие упражнения не только улучшают музыкальные способности, но и положительно влияют на развитие речи, памяти и даже социальные навыки детей. Музыкальные нейроигры можно также использовать для групповой работы, что поможет детям с различными особенностями в развитии взаимодействовать друг с другом. Например, в игре "Ритмическое эхо" дети должны повторять за ведущим ритмическую последовательность, но каждый добавляет своё собственное движение. Такая игра развивает чувство принадлежности к коллективу, умение работать в команде и эмоциональное взаимодействие.
Для успешного проведения таких занятий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также следить за их вовлечённостью и эмоциональным откликом. Важно поддерживать у детей интерес и положительное отношение к занятиям, создавая тёплую и дружескую атмосферу.
Таким образом, музыкальные нейроигры и ритмические упражнения оказывают мощное воздействие на развитие ритмической работы мозга у дошкольников. Использование подобных методик на музыкальных занятиях позволяет не только развивать у детей музыкальный слух и чувство ритма, но и укреплять их когнитивные способности, включая внимание, память и координацию движений. Эти навыки создают базу для успешного обучения и гармоничного развития личности в дальнейшем.
Список литературы
Демидкина
, М. В.
Нейроигры
как эффективный инструмент развития младших дошкольников / М. В.
Демидкина
, Н. В.
Залипа
. —
Текст :
непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 33-35.
Календжян
А
.
М, Синельникова В
.
В
.
Н
ейропсихологические игры для дошкольников
// Достижения науки и образования. 2023. №1 (88).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат