Развитие речи младших школьников как психолого-педагогическая проблема
Речь – один из важнейших показателей уровня культуры человека, его интеллекта и мышления. Она возникает в раннем детстве в виде отдельных слов и, в последующем, постоянно обогащается и усложняется. Ребенок, в процессе своей речевой практики, активно овладевает всеми разделами русского языка, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями литературы. При помощи речи, человек реализует мышление на основе использования средств языка (слов, словосочетаний, предложений, текста). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Для успешного обучения школьникам по всем предметам, для активной деятельности в обществе, необходима хорошо развитая и богатая речь. Объем словаря школьника 6-7 лет составляет от 3 до 7 тысяч слов. Он использует в речи как простые, так и сложные предложения, большинство из них умеют говорить связно. Характерная черта речи в этом возрасте – это его ситуативность, потому что основной вид деятельности - игровой. После поступления в школу, в речевом развитии происходят изменения. 1) Возрастает волевой фактор: ребенок говорит, потому что этого требует учитель и учебный процесс, а не ситуация. Речь становится контекстной. Резко изменяется мотивация речи: если раньше мотивом служило общение, то теперь им являются выполнение требований учителя, получение знаний и оценки, не ударить лицом в грязь перед одноклассниками. Поэтому, свободно говорившие дошкольники, на первых уроках теряются, смущаются. Для того чтобы речь потеряла ситуативность и перешла в волевую сферу учитель создает непринужденную обстановку беседы, смягчает резкость перехода. Основным видом деятельности становится учебная. 2) Ребенок сталкивается с письменной речью. Происходит постепенное включение элементов письменно-книжной речи: школьники учатся отвечать полным ответом, внедряется литературная речь. Работа над культурой речи начинается с первых дней обучения грамоте: дети учатся навыкам разговорной речи в школе, на уроках; начинают осознавать, что выражать свои мысли нужно обдуманно, понятно для окружающих; учатся исправлять недочеты в речи других людей, наблюдая, корректируют свое изложение мыслей. Первоклассники понимают, что в школе нельзя пользоваться детскими оборотами, которыми пользуются дома. 3) Основное место в речи первоклассника занимает монологическая речь: рассказ по наблюдениям, пересказ прочитанного текста, рассказывание и чтение по памяти. Также при фонетической работе используется монологическая речь, например: «В слове крыжовник четыре слога, жов – ударный, всего 9 звуков, столько же букв». 4) В дошкольном возрасте дети пользовались речью не задумываясь над ее закономерностями и структурой.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат