Кочергина Татьяна Владимировна
Учитель музыки МАОУ «Тохтуевской СОШ»
Соликамского ГО, Пермского края
«Использование педагогических технологий
в музыкальной деятельности школьников».
Здоровьесберегающие технологии.
Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Уроки музыки дают уникальную возможность реализовать в школе здоровьесберегающие технологии.
Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье детей. способствует хорошему настроению. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, помогает сконцентрировать внимание для дальнейшей работы.
1.Вокалотерапия
Пение - это самый доступный вид деятельности для детей. Это идеальный способ лечения для детей с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию и ритм. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы - ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов.
Голос- это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное на занятиях это бережное отношение к голосу ребёнка. Это музыкальный инструмент. Его надо беречь в любом возрасте.
Необходимо научить детей петь свободно и легко, их голос должен развивается и укрепляется, особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание. Это очень полезно для детей с заболеваниями дыхательных путей.
(Пример: «Почему медведь зимой спит», выясняли что такое вокальное развитие музыки)
2.Дыхание
«Без дыхания - нет жизни»
От правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей. На уроках музыки я учу детей правильно дышать, слежу за осанкой. Для дыхательных упражнений можно использовать воображаемые предметы (понюхать цветок, подуть на штору, попыхтеть, как паровоз) можно использовать и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т.д.) Правильное дыхание приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человека. Использование дыхательной гимнастики приносит ощутимый результат в понижении заболеваний детей.
3. Музыкотерапия
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.
Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.
В лечебных целях музыку применяют с давних времён. Музыка возникла в глубокой древности. Издавна она признавалась важным и не заменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же , наоборот, изнеживают. Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения.
На уроках музыки используется разная музыка. Классическая музыка является музыкальной терапией на уроках.
Продолжая изучать тему дети разбирали произведение
«Зайчик дразнит медвежонка» Д.Б.Кабалевского, инструментальное развитие музыки. Выявили сами сколько музыкальных образов в произведении и кто это.
Для того чтобы музыка подействовала на детей наилучшим образом, их необходимо настроить. Надо сесть в удобной позе и сосредоточиться на звуках музыки. Активные формы слушания музыки с просмотром репродукций и стихотворной формой наиболее эффективны.
4.Танцетерапия
Вы, наверное, не согласитесь со мной, скажете какие танцы. Но они действительно присутствуют на уроках музыки.
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.
Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление. Они формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно- психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух. (Пример: исполнение песни «Серебристые снежинки»)
5. Улыбкотерапия
Скажу коротко. Здоровье детей станет крепче и от улыбки, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение. Эмоциональное состояние детей влияет на их отношение к исполняемому произведению.
Игровые технологии
Игровая деятельность на уроках музыки рассматривается мною, как средство активизации творческого проявления учащихся, так как именно игровые технологии в большей мере обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся.
Внедрение игровых технологий в учебный процесс позволяет:
• активизировать процесс обучения,
• реализовать идеи творческого обучения,
• повысить темп урока,
• ввести эмоциональную приподнятость деятельности на уроке (поощрение соперничества, состязаний, конкуренции).
Чаще всего игровые технологии применяются в работе с младшими школьниками.
Основные функции игр: развлекательная, коммуникативная, диагностическая, коррекционная.
В игровых ситуациях легче организовать песенное творчество, инсценировки, драматизации, в легкой доступной форме объяснить новый и закрепить старый материал. Игровые технологии помогают поддержать интерес к уроку, сделать эмоциональную разрядку и предупредить переутомление.
(пример: выявление высоких и низких звуков по картинкам: мышь-мышонок, слон-слоненок, медведь медвежонок).
Технологии проблемного обучения на уроках музыки
Цели:
- активизация мышления учащихся;
- формирование интереса к изучаемому материалу.
Задачи:
- научить размышлять о музыке, исходя из интонационных особенностей, определять композитора.
- развивать чувственное восприятие жизни с помощью музыки.
- воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать.
( На примере песни «Почему медведь зимой спит»)
Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала, которая отличается мобильностью, динамизмом и конструктивностью. Это означает изменение способов, средств и методов обучения.
В связи с этим основным направлением своей педагогической деятельности считаю развитие творческих способностей, которые реализуются через мыслительную деятельность посредством использования проблемного обучения, а начинать развитие этих способностей необходимо с самого раннего возраста.
Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе обучения преподаватель ставит перед учащимися проблемные задачи, решая которые ученики приобретают новые знания. Психологическая наука приходит к выводу, что не нужно устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе их преодоления он сможет сформировать свои умственные способности.
Музыкальное восприятие
Одна из наиболее перспективных технологий в области музыкального обучения – это развитие процесса музыкального восприятия на уроках музыки.
Восприятие музыки – это процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально – осознанное познание содержания, смысла музыкального произведения.
Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Восприятие музыки на уроке является самостоятельным видом деятельности на уроке. Оно определяется как слушание или слушание-восприятие.
Учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Однако процесс слушания таких произведений не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них интерес и музыкальный вкус.
Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов учащихся, формированию их музыкальных потребностей.
Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат