РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФГОС
Шаповалова Светлана Эдуардовна, воспитатель
МАДОУ детский сад № 12
Аннотация. В статье рассматривается актуальность и значение развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС). Представлены методические подходы, практические рекомендации и примеры игровых заданий, направленных на развитие логического мышления. Особое внимание уделяется роли воспитателя в создании условий для познавательной активности детей, а также эффективным методам вовлечения детей в логические задачи.
Ключевые слова: логическое мышление, старший дошкольный возраст, ФГОС, познавательная активность, развитие мышления, игровые задания, методические рекомендации, воспитатель.
Логическое мышление — основа интеллектуального развития ребёнка, которая закладывает фундамент для успешного обучения в школе и формирования важных жизненных компетенций. В старшем дошкольном возрасте, согласно требованиям ФГОС, необходимо создать условия для активного развития логического мышления через игру, наблюдения, эксперименты и решение творческих задач.
Дошкольники старшего возраста обладают природным интересом к изучению окружающего мира. Они стремятся понять причинно-следственные связи, сравнивать и классифицировать предметы, решать несложные логические задачи. Эти навыки важно развивать систематически, используя разнообразные подходы и методы, которые соответствуют их возрастным и индивидуальным особенностям.
Один из ключевых принципов развития логического мышления — использование игровых форм. Игра для дошкольника является ведущей деятельностью, через которую он познаёт мир. Например, игра «Четвёртый лишний» помогает детям научиться выделять общее свойство предметов и находить элемент, который не соответствует общему признаку. В ходе такой игры воспитатель предлагает детям карточки с изображениями, среди которых один предмет не соответствует остальным.
Для формирования умений классификации и группировки можно использовать игру «Собери коллекцию». Ребёнку предлагают разные предметы (фигуры, игрушки, карточки), которые необходимо распределить по определённым группам, например, по цвету, форме или размеру. Такой подход стимулирует развитие аналитических навыков и умение устанавливать связи между объектами.
Важной составляющей работы воспитателя является создание развивающей среды, насыщенной материалами для логического развития. Это могут быть настольные игры, головоломки, наборы для экспериментов. Например, конструкторы, мозаики, пазлы развивают пространственное мышление и учат детей работать с последовательностями действий.
Кроме того, необходимо организовывать занятия, где дети учатся выявлять закономерности и устанавливать причинно-следственные связи. Например, воспитатель может предложить детям понаблюдать за явлениями природы и ответить на вопросы: «Почему на деревьях опадают листья?», «Что произойдёт, если воду заморозить?». Такие вопросы стимулируют аналитическое мышление, побуждают ребёнка размышлять, делать выводы и выстраивать логические цепочки.
Чтение и обсуждение литературных произведений также играет значительную роль в развитии логического мышления. Воспитатель может предложить детям сказку или рассказ с недосказанным финалом и попросить их предположить, что произойдёт дальше. Этот метод развивает прогнозирование и умение анализировать поступки героев.
Составление сюжетов и решение проблемных ситуаций — ещё один эффективный метод. Например, воспитатель предлагает ситуацию: «Маша забыла, в какой банке находится компот, а в какой — варенье. Помоги ей найти правильный ответ, пользуясь подсказками». Решение таких задач требует от ребёнка логического рассуждения и умения искать альтернативные варианты.
Работа по развитию логического мышления должна быть интегрированной. Она может включаться в занятия по различным образовательным областям. Например, в математике — задачи на последовательности чисел и фигур, в окружающем мире — задания на сравнение природных объектов, в изобразительной деятельности — создание рисунков по образцу или с определённой логической последовательностью.
Важно помнить, что процесс развития логического мышления должен быть постепенным и последовательным. Сложность задач должна возрастать по мере того, как ребёнок осваивает базовые навыки. Например, если вначале ребёнок решает задачу с двумя вариантами ответа, то позже можно предложить задание с выбором из трёх или четырёх вариантов.
Успех в развитии логического мышления во многом зависит от заинтересованности воспитателя и его умения создавать ситуации, которые мотивируют детей к размышлению. Роль взрослого заключается не только в организации игр и занятий, но и в умении задавать вопросы, побуждающие ребёнка искать ответы. Например, вместо того чтобы сказать: «Это квадрат», воспитатель может спросить: «Как ты думаешь, почему эту фигуру называют квадратом?».
Включение родителей в процесс развития логического мышления также является важным компонентом. Воспитатель может рекомендовать родителям игры и упражнения, которые легко проводить дома: «Скажи наоборот», «Что изменилось?», «Продолжи ряд». Эти занятия не только способствуют развитию логического мышления, но и укрепляют связь между ребёнком и родителем.
Примером удачного задания для дома может быть игра «Логический поезд». Родитель называет слово, обозначающее предмет, а ребёнок должен придумать слово, которое связано с предыдущим, например: «поезд — рельсы — вокзал».
Таким образом, развитие логического мышления у старших дошкольников — это неотъемлемая часть их подготовки к школьному обучению. Грамотно организованная работа воспитателя, использование разнообразных игровых форм и методик, создание развивающей среды позволяют детям не только осваивать базовые логические навыки, но и получать удовольствие от процесса познания. Важно, чтобы дети чувствовали поддержку взрослого, видели успехи в своих достижениях и сохраняли интерес к дальнейшему развитию.
Список литературы
Давыдова О
.
Ю, Плужникова Е
.
В
.
Р
азвитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
// Достижения науки и образования. 2021. №7 (79).
Кулчаева
Л
.
Б
.
Р
азвитие логического мышления детей дошкольного возраста
// Педагогический вестник. 2023. №30.
Шинкарёва Н
.
А,
Дробязгина
Т
.
В
.
Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста // АНИ: педагогика и психология. 2018. №3 (24).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат