СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ
Девятилова Елена Андреевна, учитель начальных классов
«СОШ № 103», г.Воронеж
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через дидактическую игру. Рассматриваются особенности применения дидактических игр в процессе обучения и развития детей с ОВЗ, а также роль игр в формировании социальных навыков, коммуникативных умений и эмоциональной зрелости детей. Приведены примеры использования дидактических игр, которые способствуют не только образовательному, но и социальному взаимодействию детей в коллективе. Статья ориентирована на учителей начальных классов, которые работают с детьми, имеющими различные виды нарушений развития.
Ключевые слова: социализация, дети с ОВЗ, дидактическая игра, начальная школа, дети с нарушениями развития, игровые технологии, социальные навыки, коммуникативные умения.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это важный процесс, который начинается еще в детском возрасте и продолжается на протяжении всей жизни. В начальной школе, в частности, этот процесс требует особого внимания и использования разнообразных методов и приемов. Одним из наиболее эффективных способов социализации детей с ОВЗ является дидактическая игра. Игры обладают уникальной способностью не только обучать детей, но и развивать их социальные навыки, эмоциональную сферу, а также помогают преодолевать барьеры в общении и интегрироваться в коллектив.
Дидактическая игра является важным инструментом в педагогической практике. Она предоставляет детям с ОВЗ возможность не только освоить знания, но и научиться взаимодействовать с окружающими, воспринимать и выражать эмоции, выстраивать взаимоотношения с другими детьми и взрослыми. Важно понимать, что социализация — это не просто процесс освоения социальных норм, но и процесс, в котором ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром через определенные модели поведения и общения. Дидактическая игра помогает развить эти навыки, обучая детей в игровой форме.
Одной из особенностей детей с ОВЗ является то, что у них могут быть трудности в развитии социальных и коммуникативных навыков. Это может быть связано с особенностями восприятия, понимания и выражения эмоций, а также с ограничениями в речевом и когнитивном развитии. Для таких детей важно, чтобы игры были адаптированы к их потребностям, а также чтобы педагог использовал различные методы, способствующие развитию навыков общения и сотрудничества в группе.
Примером может служить игра «Что я чувствую?». Эта игра помогает детям с ОВЗ развивать эмоциональную грамотность. В процессе игры дети с помощью карточек изображают различные эмоции: радость, грусть, удивление, злость и т.д. Затем они объясняют, в каких ситуациях они могут испытать эти эмоции, а также как реагировать на эмоции других людей. Это упражнение развивает у детей с ОВЗ способность понимать и выражать свои чувства, а также учит их сочувствию и пониманию эмоций окружающих.
Другим примером является игра «Скажи мне, как». В этой игре дети по очереди описывают ситуацию, в которой они должны действовать, и предлагают варианты поведения. Например, описывается ситуация, когда кто-то попросил ребенка поделиться игрушкой, и дети должны предложить, как правильно поступить в такой ситуации. Игра помогает развить у детей с ОВЗ навыки социального взаимодействия, разрешения конфликтов и принятия решений в общении.
Кроме того, в процессе дидактических игр дети учат правила коллективного взаимодействия. Например, в игре «Кто первым?» дети выполняют задания, соблюдая очередность, и учат друг друга ждать своей очереди. Это помогает развить терпение, навыки самообладания, а также учит детей уважать личное пространство и время других людей.
Важно, чтобы в игре дети взаимодействовали не только с учителем, но и с друг другом. Это способствует укреплению социальных связей и формированию чувства принадлежности к группе. Например, в игре «Руки вверх» дети выполняют задания в парах, а затем обсуждают, кто и как справился с заданием. Это помогает им научиться делиться своими успехами и неудачами, а также развивает у них чувство командного духа.
Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, их физическое, психоэмоциональное и социальное развитие при планировании и проведении дидактических игр. Например, для детей с нарушениями слуха можно использовать игры, которые включают визуальные элементы, такие как жесты и карточки, а для детей с нарушениями речи — игры с акцентом на развитие речевых навыков.
Одним из основных принципов использования дидактических игр в социализации детей с ОВЗ является создание комфортной и безопасной среды. Важно, чтобы дети чувствовали себя уверенно, не боялись ошибаться и могли свободно выражать свои мысли и чувства. Роль педагога в этом процессе заключается в том, чтобы помочь детям преодолеть страхи и сомнения, поддерживать их, а также поощрять их за активное участие и достижения.
Важно отметить, что игра — это не только способ обучения, но и мощный инструмент для коррекции нарушений развития. Например, для детей с нарушениями психоэмоционального развития дидактические игры могут быть использованы для коррекции тревожности, агрессивности, неуверенности в себе. Через игру ребенок учится выражать свои чувства, понимать и контролировать свои эмоции, а также взаимодействовать с окружающими. Такие игры, как «Эмоциональные карточки», где ребенок должен выбрать карточку с изображением определенной эмоции и рассказать, что он чувствует, могут значительно улучшить эмоциональное состояние детей с ОВЗ и помочь им стать более уверенными в себе.
Таким образом, социализация детей с ОВЗ через дидактическую игру является важной частью образовательного процесса, направленной на развитие социально-коммуникативных навыков, эмоциональной зрелости и способности к сотрудничеству. Игровая деятельность способствует интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив, помогает им осваивать социальные роли, а также развивает их творческие и познавательные способности. Педагоги, используя разнообразные игровые технологии, могут значительно улучшить социализацию детей с ОВЗ, помогая им преодолевать трудности в общении и взаимодействии с окружающими.
Список литературы
Азовскова Е. С., Баюканская С. Ф. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 50. — С. 1–4.
Бурлакова И. И. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями к образовательной среде // Специальное образование и социокультурная интеграция. — 2020. — №3. — С. 565–570.
Сухинина С. В. Ребенок в игре. М.: Новая школа, 20
1
4.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат