Полушина Наталья Анатольевна,
преподаватель МПК ТИУ
г. Тюмень, Тюменская область
Индивидуальные особенности мышления
Познание достигается не только путем ощущений и восприятий или воспроизведения того, что воспринималось ранее. На многие вопросы человек не может получить ответы путем непосредственного восприятия тех или иных объектов или воспроизведения того, что известно о них. В этих случаях приходится искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Поиски опыта, который не может быть получен прямо из восприятия или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных знаний, представляют собой мыслительную деятельность или процесс мышления.
Мышление неразрывно связано с ощущением, восприятием, представлениями как основными источниками знаний о мире. Основная функция мышления - познание сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними, что является необходимым условием для использования их в практической деятельности.
Человек познает окружающий мир и самого себя для того, чтобы, выполняя различные виды деятельности и воздействуя на эти объекты, добиваться каких-то определенных общественно и личностно значимых целей.
Мысля, человек исходит из познания единичного, полученного в ощущениях и восприятиях. Обобщая, мы скрываем общее в единичных предметах и явлениях действительности. Вне восприятия единичного не может быть и обобщения.
Мышление тесно связано с речью. Выделяя признаки предметов и явлений. Человек обозначает их словом. Обозначая каждый воспринимаемый предмет.
Обобщенность - первый важнейший признак мышления. Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки не только опыта одного человека и его современников, но и предшествовавших поколений.
Вторым важным признаком мышления является опосредованность отражения действительности в нем, позволяющая выявить и понять то, что непосредственно не действует на анализаторы, а становится доступным сознанию только благодаря косвенным признакам, часто получаемым при посредстве приборов.
Таким образом, мышление, как уже отмечалось, есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.
В свою очередь практическая деятельность человека вне мышления невозможна. Действуя, человек осмысливает свои действия, намечает, что надо сделать, какие изменения внести в деятельность, как преодолеть имеющиеся затруднения, улучшить качество работы.
Мышление можно определить как психический процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением деятельности, благодаря которому человек отражает предметы и явления в их существенных признаках и раскрывает их взаимосвязи.
Мышление как обобщенное и опосредованное отражение деятельности является высшим психическим процессом, свойственным только человеку. У животных имеются только зачатки мышления в виде конкретного практического мышления в процессе ориентировочного манипулирования.
Физиологической основой мышления являются рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в корне больших полушарий.
В процессе мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система, будучи высокоорганизованным инструментом для обмена информацией, дает возможность безграничной ориентации в окружающем мире; через нее создается и высшее приспособление человека – наука.
Следует отметить, что ведущую роль в мышлении играет вторая сигнальная система, поскольку мышление есть обобщенное при помощи слова отражение действительности.
Индивидуальные особенности мыслительной деятельности, различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления, важнейшим из которых являются широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.
Широта мышления - это способность охватить весь вопрос в целом, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.
Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов, умении видеть вопрос, проблему.
Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Гибкость мысли выражается в ее свободе от складывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действии при изменении обстановки.
Быстрота ума - это способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.
Нужно, однако, отличать быстроту ума от торопливости ума. Последняя есть проявление несформированности привычки к длительной и упорной работе, к основательному анализу ситуации. Часто люди с такой характерной особенностью ума, не продумав всесторонне вопроса, выхватывают какую-то одну сторону и спешат дать решение. В работе с ними следует проявлять терпеливость и сдерживать их от недостаточно продуманных ответов.
Определенная замедленность мыслительной деятельности может иногда обуславливаться типом нервной системы – малой ее подвижностью. В этом случае нужно способствовать вырабатыванию индивидуального стиля мыслительной деятельности.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие.
К индивидуальным особенностям мышления относится и отмеченная ранее предпочтительность использования наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат