«Развиваем речь детей»
В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную для понимания в его возрасте. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. В активном словаре ребенка все чаще встречается дифференцируемый подход к обозначению предметов ( машина легкая и грузовая, а не просто машина; одежда, обувь зимняя и летняя). Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом некоторые действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в свой речи отвлеченные понятия, сложные слова ( длинноногий жираф), пользуется эпитетами, понимает метафоры ( море смеялось).
Расширяется многозначность употребления слов ( чистая рубашка, чистый воздух, ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы ( близкие по смыслу слова) которые бы более точно отражали качество, свойства предметов, действия, совершаемые с нами. Он может точно подобрать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие ( белый как снег), все чаще и чаще пользуется сложными предложениями, включает причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им. Большое влияние на формирование грамматически правильной речи оказывает состояние культуры речи взрослых, умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка.
На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, чувствуется завершенность высказывания. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание игрушки, предмета, раскрыть содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Он способен передать содержание картинки, не видя ее, не только по памяти, не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и представить события, которые могли бы предшествовать им, придумать и рассказать , как бы могли развиваться события дальше.
Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, установления определенной последовательности в выполнении тех или иных действий.
В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложном предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом дети правильно согласовывают между собой слова , употребляют падежные окончания.
Произвольная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы, говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом, умеет изменить темп речи с учетом содержания высказывании, четко произносить слова, учитывая при этом литературного произношения, пользуется интонационными средствами выразительности.
Ребенок, если он посещал детский сад, имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, приобретает некоторые навык элементов звукового восприятие, приобретает некоторые навыки элементов звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки( звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в словах, членить слова на слоги, предложения на слова и т.д., что имеет исключительно большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе.
Однако и в этом возрасте дети еще не всегда точно могут употреблять слова, нередко вместо точного названия предмета дают описание его, используют
Родовые понятия ( дерево вместо дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи. Даже к моменту поступления в школу речь ребенка еще не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении.
Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребенок еще не в состоянии усвоить.
Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков, чаще всего это относится к различению таких звуков, как с и ц, звонких и глухих, мягких и твердых, звуков ли р, свистящих и шипящих: с-ш, сь-щ, з-ж, ц-ч.
У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков( чаще свистящих, шипящих, звуков ли р), нечеткое или невнятное произнесение слов ( особенно часто наблюдаются при ускоренной речи), неточное употребление в слове ударения, неправильное использование интонационных средств выразительности.
Так как между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь, дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитие фонематического восприятия, которое затрудняет усвоение звукового анализа слов, овладение которым необходимо для подготовки детей к обучению грамоте.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат