РЕАЛИЗАЦИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Баркова Алина Ивановна, учитель
ГБОУ ЛНР «Свердловская средняя школа № 9 имени воина-интернационалиста Александра Голубкова»
Аннотация. Статья рассматривает реализацию обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на уроках математики. Анализируются основные изменения, внесенные в стандарты, и их влияние на организацию учебного процесса. Описываются современные подходы, методы и приемы, способствующие формированию метапредметных и личностных результатов. Автор предлагает примеры заданий, соответствующих обновленным требованиям ФГОС, и акцентирует внимание на роли учителя математики в развитии функциональной грамотности учащихся.
Ключевые слова: ФГОС, математика, функциональная грамотность, метапредметные результаты, личностные результаты, практико-ориентированные задания, обновленные образовательные стандарты, математическая грамотность.
Обновление Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в системе российского образования стало важным этапом в совершенствовании образовательного процесса. Основная идея обновлений заключается в создании условий для формирования у учащихся универсальных учебных действий, функциональной грамотности и способности применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Особое значение эта трансформация имеет для математики, поскольку данный предмет занимает центральное место в развитии логического мышления, умения анализировать информацию и решать практические задачи.
Реализация обновленных ФГОС требует от учителя математики пересмотра традиционных подходов к планированию и проведению уроков. Основное внимание уделяется ориентации на достижение метапредметных и личностных результатов. Включение учащихся в процесс активного познания становится ключевым требованием, что подразумевает использование таких методов, как проектная деятельность, решение задач практической направленности, работа с информационными ресурсами и моделирование жизненных ситуаций.
Формирование функциональной грамотности является одной из центральных целей обновленных ФГОС. На уроках математики это включает в себя развитие математической грамотности, которая позволяет школьникам эффективно использовать математические знания для решения реальных проблем. Например, учащиеся должны уметь анализировать графики, диаграммы и таблицы, интерпретировать статистические данные, рассчитывать проценты и пропорции. Эти навыки помогают им успешно справляться с задачами повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Практико-ориентированные задания играют важную роль в реализации обновленных стандартов. Например, при изучении темы "Проценты" можно предложить учащимся рассчитать, сколько средств потребуется для ремонта комнаты, исходя из заданной стоимости материалов и их количества. Такие задания помогают детям осознать практическую значимость математики и развивают у них умение планировать свою деятельность, искать информацию и проверять правильность расчетов.
Одним из эффективных инструментов формирования метапредметных результатов является проектная деятельность. Учитель может предложить учащимся проект на тему "Экономия семейного бюджета", в рамках которого они будут рассчитывать, как изменение потребления электричества или воды влияет на общие расходы. В процессе выполнения проекта школьники работают с реальными данными, проводят вычисления, анализируют результаты и делают выводы. Такой подход позволяет интегрировать математические знания с данными из других областей и развивать у детей критическое мышление.
Важным аспектом обновленных ФГОС является использование цифровых технологий в обучении. Современные математические программы, онлайн-платформы и интерактивные ресурсы предоставляют учителю возможность разнообразить формы работы на уроке, сделать обучение более наглядным и увлекательным. Например, использование геометрических конструкторов, таких как GeoGebra, позволяет учащимся самостоятельно исследовать свойства геометрических фигур, строить графики функций и визуализировать сложные математические понятия.
При этом особое внимание уделяется формированию личностных результатов. Уроки математики должны способствовать развитию у школьников целеустремленности, настойчивости, способности к самоконтролю и самостоятельности. Например, задачи с открытым концом, требующие от учащихся предложить собственные способы решения, развивают у них творческое мышление и уверенность в своих силах.
Особую роль в реализации обновленных ФГОС играет включение в уроки заданий, направленных на развитие логического мышления и работы с текстовой информацией. Например, при изучении уравнений можно предложить учащимся задачи, где условие изложено в виде текстового описания реальной ситуации, и требуется самостоятельно составить математическую модель для её решения. Такие задания способствуют развитию у школьников навыков анализа, синтеза и абстрагирования.
Оценка образовательных результатов также трансформируется в соответствии с обновленными стандартами. Вместо традиционной проверки знаний акцент смещается на оценку сформированности умений применять знания на практике, аргументировать свои решения и находить альтернативные пути решения задач. Учитель математики может использовать разнообразные методы оценивания, такие как кейс-задания, самооценка и взаимооценка, а также создание индивидуальных портфолио учеников, где фиксируются их достижения.
Реализация обновленных ФГОС требует от учителя высокой гибкости и готовности к постоянному самообразованию. Важно не только следовать рекомендациям стандартов, но и учитывать индивидуальные особенности учеников, их интересы и уровень подготовки. Учитель математики должен стать наставником, который помогает школьникам осознавать значимость знаний и применять их в реальной жизни.
Таким образом, обновленные ФГОС открывают широкие возможности для совершенствования уроков математики. Они акцентируют внимание на развитии функциональной грамотности, формировании метапредметных и личностных результатов, использовании современных технологий и практико-ориентированных методов. Учитель математики, опираясь на эти принципы, может создавать условия для успешного обучения каждого ученика и его всестороннего развития.
Список литературы
Горшков О. А., Дорофеев А. В. Р
еализация метапредметного подхода на уроках математики в основной школе
// Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М.
Акмуллы
. 2021. №4 (61).
Достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов математического блока (основное общее образование
) :
методические рекомендации / Л. О. Рослова, Е. Е. Алексеева, Е. В. Буцко ; под ред. Л. О. Рословой. –
М. :
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023.– 73 с. : ил.
Маринова И
.
В
.
А
нализ требований к структуре современного урока согласно
ФГОС
по учебному предмету «
М
атематика»
// Вестник
ТИУиЭ
. 2023. №2 (38).
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022.
360 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат