Игнатьева Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования
ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОФОРИЕНТИРОВАННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Аннотация. В статье рассматривается проблема организации профессиональной ориентации обучающихся в системах общего и дополнительного образования детей. Противопоставляется концепция трудового воспитания и профессионального определения. Акцентируется внимание на дополнительной общеобразовательной программе как основном инструменте профессионального определения. Формулируется характеристика профориентированной дополнительной общеобразовательной программы на основе анализа примеров общеобразовательных дополнительных программ.
В настоящее время в системе общего образования сложилась ситуация, что в 9 классе обучающий должен сделать свой осознанный стратегический профессиональный выбор:
– продолжить образование в школе (выбор направления подготовки в вузе, который определяет выбор профиля обучения) или профессиональной образовательной организации (выбор профессии рабочего или служащего);
– пойти работать (выбор сферы деятельности).
Традиционно в школе принято профессионально ориентировать школьника в мире профессий посредством реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности в 8 – 9 классах, тестирования на соответсвии типам профессий, проводить экскурсии на предприятиях, организовывать встречи с профессионалами.
Такой способ организации профориентации, получивший название «парадигмы трудового воспитания» [3], построен на следующих постулатах:
– количество профессий определяется потребностью промышленности в рабочей силе, количество этих профессий невелико;
– существующие в настоящем профессии устойчивы, т.е. в будущем они не будут отмирать или трансформироваться, не будут появляться новые профессии;
– тестирование предполагает, что в дальнейшем будущий работающий человек не будет развиваться как личностно, так и с позиции новых компетенций;
– человек – это инструмент для производства, его чувства, желания и т.д. не играют никакой роли, поэтому он является объектом.
Однако подобный подход к организации профориентации уже не соответствует современному профессиональному миру:
– не знакомит с миром современных профессий (по неофициальным данным в мире насчитывается более 12000 профессий и более 40000 специализаций; в России на дату 17.05.2024 разработано и утверждено 1588 профессиональных стандартов [3]);
– не учитывает быструю изменчивость карты профессий, вариативность профессий и трансформаций внутри них;
– не позволяет обучающемуся соотнести свои интересы, ценности, предпочтения, достижения, таланты и т.д. с картой профессий.
Иную парадигму организации профориентации можно выстроить в системе дополнительного образования детей. Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [4, ст. 2]. При этом дополнительное образование детей должно обеспечить их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию [4, ст. 75]. Данное смысловое наполнение 273-ФЗ позволяет сделать следующие выводы:
– для системы дополнительного образования детей первичен сам ребенок, его желания, интересы, возможности и т.д.;
– дополнительное образование детей является пространством для их развития и становления – пробуют себя в тех или иных сферах, формируют, развивают компетенции, необходимые для успешного профессионального будущего.
Исходя из вышесказанного, мы делаем вывод, что в системе дополнительного образования возникает ситуация, когда обучающихся не нужно знакомить с картой профессий (то есть заниматься трудовым воспитанием), но становится возможным осуществлять профессиональные пробы в разнообразных сферах экономики. Инструментом этого выступают дополнительные общеобразовательные программы профориентационного направления (далее – ДОП ПН).
Ситуация с ДОП ПН неоднозначна. С одной стороны, их слишком мало, чтобы удовлетворить потребность обучающихся в профессиональном самоопределении (по данным ЕАИС ДО за 2022 г. занятиям по профориентации, специализированным программам профессиональных проб в содержании дополнительного образования отводится не более 2% [1]). С дугой стороны, эти программы в большинстве своем выстроены по парадигме трудового воспитания (проанализированы методические кейсы, представленные в номинации «Методики профориентационного сопровождения» Всероссийского конкурса методических разработок по реализации дополнительных общеобразовательных программ «Панорама методических кейсов дополнительного образования художественной, социально-гуманитарной и туристско-краеведческой (в части краеведения) направленностей» https://metodpanorama.vcht.center/cases?text=&year=all&topic=all&nom=212&genre=all).
В качестве примеров таких ДОП ПН разберем две программы:
1) дополнительную общеобразовательную программу социально-гуманитарной направленности «Мир профессий будущего», реализуемую в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области (Далее – программа);
2) дополнительную общеобразовательную программу социально-гуманитарной направленности «Школа вожатого», реализуемую в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Юбилейный» пгт. Луговой Ханты-Мансийского автономного округа (далее – программа «Школа вожатого»).
Программа «Мир профессий» для детей 11-13 лет объемом 144 часа реализуется в течение года. Цель – создание образовательных условий и среды, содействующих личностному и профессиональному самоопределению и выбору личной профессиональной направленности обучающихся через знакомство с миром профессий будущего.
Учебный план:
– Вводное занятие. «Мир будущих профессий»;
– Введение в мир профессий (40 ч.);
– Мир профессий будущего (14 ч.);
– Итоговое занятие. Профориентационная игра «Турнир знатоков профессий».
В рамках данной программы обучающихся знакомят с востребованными профессиями Ульяновской области, с мотивами выбора профессий, организуют встречи со студентами профессиональных образовательных организаций, проводят игры «Компас новых профессий», «Профессиональное лото», «Специалист будущего!».
На итоговой игре обучающиеся должны в соревновательной форме между командами продемонстрировать знания о профессиях пяти сфер деятельности.
Программа «Мир профессий»:
1) Является познавательной, а не образовательной, так как она носит информационный характер, не содержит в себе образовательных задач, погружаясь в решение которых обучающиеся могут сделать свой личностный выбор в соответсвии со своими потребностями и запросами.
2) Не выполняет профориентационной функции, поскольку не созданы условия, в которых обучающийся может «примерить» определенную сферу деятельности и соотнести ее со своей картиной мира, своими ценностями, целями, способностями и т.д.
Программа «Школа вожатого» для детей 14-17 лет объемом 72 часа реализуется в течение года. Цель – подготовка обучающихся к работе в качестве вожатых в лагерях с дневным пребыванием, в загородных лагерях, на площадках образовательных учреждений временного детского коллектива.
Учебный план:
1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности.
2. Моя профессия – вожатый.
3. Что должен знать вожатый о своих воспитанниках.
4. Конфликтология.
5. Логика развития смены.
6. Организация досуговой деятельности.
7. Коллективно-творческое дело – что это?
8. Виды массовых мероприятий.
9. Итоговая аттестация «Я – вожатый!».
Программа даёт возможность обучающимся попробовать себя в педагогической деятельности. Реализация программы «Школа вожатого» осуществляется в игровой форме.
На первый взгляд программа в полной мере выполняет профориентационную функцию поскольку формирует у обучающихся навыки, необходимые для вожатых. Однако, по нашему мнению, она формирует у детей профессиональные навыки в «стерильных» условиях – «составьте план», «придумайте игру» и т.д. – для кого, для каких условий, с какой целью? Все эти навыки ребенок может освоить, прочитав или посмотрев материалы из сети Интернет. Программа «Школа вожатого» не формирует у обучающихся гибких навыков, например, таких как презентовать себя, общаться и работать в коллективе, брать на себя ответственность и управлять командой.
Так какими же характеристика должна обладать дополнительная общеобразовательная программа, чтобы она способствовала профессиональной ориентации обучающихся?
Во-первых, такая программа должна организовать встречу ребенка с какой-либо деятельностью, показать ее многослойность – конкретные знания → определённый способ действия, методология → определенный стиль мышления, метод мышления → картина мира, ценности.
Во-вторых, она должна быть построена на решении практических задач, благодаря которым обучающие реализуют авторские действия и создают авторские продукты [2].
Например, задача «Управление социальной активностью».
Важными элементами в управленческой системе города являются префектуры округов и управы районов как территориальные представители органов исполнительной власти города N. Предложите проект общественных объединений, создаваемых при этих образованиях, направленные на повышение социальной активности молодежи.
Какие организации, на Ваш взгляд, должны создаваться при управах и префектурах для ведения молодежной общественно-полезной работы? Представьте дорожную карту (план действий) такой организации на примере района, в котором вы проживаете.
В-третьих, изменение роли педагога при реализации программы – он перестает быть транслятором знании, но становится создателем условий и обстоятельств для продуктивной учебной деятельности.
Примером для нас ДОП ПН является дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Роботы в городе будущего» (далее – программа), разработанная муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Центр детского творчества г. Челябинска».
Программа для детей 8-9 лет объемом 144 часа реализуется в течение года. Цель – формирование мотивации обучающихся к занятиям техническим творчеством через реализацию проектно-конструкторских идей.
Учебный план:
Раздел 1. Создание города будущего.
Раздел 2. Основные механизмы. Движитель.
Раздел 3. Прикладная механика.
Раздел 4. «Заумная машина» (Дистанционное обучение).
Раздел 5. Сборка и программирование моделей.
Раздел 6. Компьютерные технологии (Дистанционное обучение).
Раздел 7. Прикладная механика.
Раздел 8. Создание виртуального города. Раздел реализуется в сетевом взаимодействии с АНО «Траектория» (лекции ученых).
Возможности профессиональной ориентации данной программы для нас заключается в следующих позициях:
– направлена на формирование инженерного мышления, а не профессиональных навыков в области сборки известных моделей роботов;
– основана на синтезе таких наук как информатика, математика, физика, черчение, химия, биология и т.д.;
– реализуется в игровой форме;
– деятельность обучающихся строится от проектирования города будущего через освоение принципов построения механизмов до создания конкретных жителей – роботов-гуманоидов, которые поселятся в городе будущего и будут пользоваться данными механизмами;
– формирует у обучающихся как профессиональные навыки (например, сборки конкретных роботов), так и гибкие (например, коммуникацию, колобарацию, анализ ресурсов и т.д.).
Дополнительные общеобразовательные программы профориентационного направления, разрабатываемые по данной модели, будут направлены на формирование и развитие компетенций, позволяющие решать не только узконаправленные профессиональные задачи, но и поли- и транспрофессиональные.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция системы ранней профориентации и дополнительного образования детей с учётом приоритетов социально-экономического развития регионов, развития рынка труда и кадровой потребности экономики и программы её реализации – URL: http://www.opencu.ru/uploads/sinopsis-koncepcii.pdf (дата обращения: 20.06.2024).
2. Попов, А. А. Профессиональное самоопределение: основные принципы и методы организации / А. А. Попов, П. П. Глухов, М. С. Аверков // Интерактивное образование. 2024. №1. С. 2-13. – URL: https://interactiv.su/2024/04/23/профессиональное-самоопределениеос (дата обращения: 20.06.2024).
3. Реестр профессиональных стандартов – URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov (дата обращения: 20.06.2024).
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 12.06.2024) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат